К СБОРНИКУ МАТЕРИАЛОВ
Шайтор В.М., Захирина Л.А., Пономарева Е.А.
КОМПЛЕКСНАЯ КЛИНИКО-НЕВРОЛОГИЧЕСКАЯ, ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПОСЛЕДСТВИЙ ПЕРИНАТАЛЬНЫХ ПОВРЕЖДЕНИЙ ЦНС ИШЕМИЧЕСКИ-ГИПОКСИЧЕСКОГО ГЕНЕЗА У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ
Санкт-Петербургская академия последипломного образования,
Институт мозга человека РАН, Санкт-Петербург
Проблема речевых нарушений в детском возрасте объединяет специалистов разного профиля. Однако, до сих пор не существует единых подходов к решению этой проблемы. Данная неблагополучная ситуация связана прежде всего с отсутствием единого методологического подхода комплексной оценки статуса больного с речевыми нарушениями специалистами разного профиля: педиатрами, психоневрологами, логопедами-дефектологами, психологами и др. Несвоевременность уточненной диагностики приводит к вынужденной отсрочке проведения адекватной терапии. Актуальность решения данной проблемы акцентируется высокоэффективными возможностями детского организма в условиях раннего постнатального онтогенеза.
Материалы и методы. Комплексное клинико-неврологическое, психологическое и логопедическое исследование проведено у детей с различными формами задержки речевого развития в возрасте от 5 до 8 лет. Всего были обследованы 123 ребенка, из них 67 чел. с отделенными последствиями перинатальной патологии ЦНС ишемически-гипоксического происхождения; 51 чел. с органической патологией речевого аппарата за счет врожденной патологии челюстно-лицевой области. В целях уточнения диагноза клиническое обследование дополнялось современными методами диагностики, в том числе необходимыми параклиническими методами исследования. Психологическое и логопедическое исследование включало оценку уровня развития высших психических функций детей, их психоэмоционального статуса, особенностей внутрисемейных отношений и взаимодействия детей с окружающей средой в целом. Для определения уровня развития высших психических функций, в том числе таких как сформированность произвольного внимания, кратковременные зрительная и слуховая память, речемыслительная деятельность применялись стандартизированные психологические и логопедические методики.
Результаты исследования. По результатам клинико-неврологического обследования у детей с речевыми нарушениями вследствие перенесенной перинатальной патологии ЦНС гипоксически-ишемического генеза установлено наличие следующих неврологических синдромов: гипертензионный синдром различной степени тяжести выявлен у 74,3% детей, гипертензионно-гидроцефальный - у 25,7% больных, врожденная гидроцефалия - в 3,4% случаев, пирамидная недостаточность - в 28,6%, астено-невротический синдром в 14,3%, церебрастенический - в 59,1%, эписиндром - в 14,3%, синдром вегетативной дисфункции - в 25,7%, гиперкинетический и синдром нарушения внимания - в 48.0%, вертебро-базиллярная недостаточность - в 34,3%. Около трети детей имели сочетанную хроническую патологию со стороны пищеварительной системы, функциональные нарушения сердечно-сосудистой системы, ортопедическую патологию.
По результатам логопедического обследования, выявлено следующее распределение детей в зависимости от формы и тяжести речевых изменений: общее нарушение речи (ОНР) обнаружено у 77,3% детей. Из них 68,0% детей соответствовали 3 уровню речевого развития (нарушение фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка, без других выраженных нарушений нервно-психического развития), 2 уровню речевого развития соответствовали 27,0% детей (нарушение фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка, в сочетании с рядом неврологических и психопатологических синдромов, низкой умственной работоспособностью), 5,0% детей с алалией - 3 уровень речевого развития (стойкое и специфическое речевое недоразвитие). 17% детей имели заикание в виде нарушения темпа и ритма речи неврологического генеза. Дизартрия. (тотальное нарушение звуков) выявлена у половины обследуемых детей, из них стертая форма дизартрии составила 31%. 38,8% детей с врожденной патологией челюстно-лицевой области имели ринолалию, в связи с поздним развитием речи вследствие анатомического дефекта.
Результаты психологического исследования показали, что у половины обследуемого контингента детей наблюдается недостаточное развитие речемыслительной деятельности. Только у 37% из числа обследованных детей выявлено удовлетворительное развитие речемыслительной деятельности. Произвольное внимание сформировано в достаточной степени у большинства детей (87%), развитие слуховой кратковременной памяти у 75% детей находится на среднем уровне, развитие зрительной кратковременной памяти у 50% обследованных детей - на низком уровне. Исследование психоэмоционального статуса с помощью проективных психологических методик показало, что в 75% случаев у детей наблюдаются тревожность, внутреннее напряжение как личностные, внеситуативные характеристики. Такое же количество детей (75%) чувствуют в отношениях с окружающей средой отчуждение, нехватку эмоциональной теплоты.
При исследовании особенностей внутрисемейных отношений с помощью проективных психологических методик оказалось, что большинство (86%) детей данного контингента не считают свою семью сплоченной, не видят в ней объединяющей общей деятельности. Половина обследованных детей занимают эгоцентрическую позицию в семье, ставят себя на первое место в семейных отношениях. 43% детей чувствуют тревожность, напряженность во внутрисемейных отношениях. С помощью стандартизированной психологической методики было исследовано отношение матерей к детям данной группы. По результатам исследования, чаще всего встречаются такие типы отношения матери к ребенку как инфантилизация (43%) и симбиоз (43%).
Заключение. Таким образом, по результатам комплексного логопедического и психологического исследования выявлено многообразие речевых нарушений у детей дошкольного и раннего школьного возраста, их патогенетическую обусловленность наличием отдаленных последствий перинатальных повреждений центральной нервной системы ишемически-гипоксичекого генеза, часто сочетающихся с врожденной патологией речевого аппарата. Показано влияние психологического статуса обследуемых больных детей на развитие речи и последующей социальной адаптации ребенка в обществе. Обобщение результатов комплексного обследования данной группы больных позволяет сделать вывод о необходимости разработки мультидисциплинарного подхода к реабилитации детей, с задержкой речевого развития. Только такой подход ведет к своевременной правильной оценке статуса больного и повышению эффекта лечебно-реабилитационных мероприятий в условиях взаимодополнения и преемственности деятельности специалистов различного профиля. Работа поддержана Грантом СПб Научного Центра РАН 2001 г. (раздел 2, проект N 18).