|
СОДЕРЖАНИЕ ЖУРНАЛА:
Адрес редакции и реквизиты
192012, Санкт-Петербург, ул.Бабушкина, д.82 к.2, литера А, кв.378
Свидетельство о регистрации электронного периодического издания ЭЛ № ФС 77-37726 от 13.10.2009
Выдано - Роскомнадзор
ISSN 1999-6314
|
|
 |
|
ТОМ 6, СТ. 76 (стр. 188-189) // февраль 2005г.
Влияние неблагоприятных факторов внешней среды на показатели физического развития младших школьников, имеющих нарушения осанки
Романова С. В.
Филиал ИГПУ, кафедра ФКиС, г. Усть-Илимск
Актуальность исследования. Каждый человек морфологически и физиологически уникален, так как неповторима наследственная программа, реализованная в его онтогенезе, специфичны и условия среды, контролирующие реализацию генотипа в фенотип.
Воронцов И.М. (1986), Долгов В.А., Лысенко В.В. (1997), Бутова О.А. с соавт. (1998), Дерябина И.Г. (2000) являются сторонниками дифференцированного подхода к определению уровня физического развития детей различного возраста. В ряде исследований Белостоцкой Е.М. с соавт. (1987) отмечалось, что рост и развитие детей подчинены общим закономерностям живой материи и находятся в тесном взаимодействии с внешней средой. Развитие является качественным процессом, выражающимся в совершенствовании деятельности органов и тканей. Количественные и качественные изменения протекают одновременно, но по интенсивности они не совпадают: на фоне ускоренного роста отмечается замедленное созревание, и, наоборот, усиленное совершенствование функций организма притормаживает рост.
Несмотря на многочисленные исследования физического развития детей и подростков, до сих пор продолжается поиск единой трактовки и объективных критериев его оценки. В частности, нет единого метода оценки физического развития детей и не определена степень отклонения признака для отнесения ребенка к определенной группе физического развития (Г.П. Сальникова, В.Г. Ужви, 1977; Г.Н. Сердюковская, 1981; Г.А. Апанасенко 1983, 1985; В.Н. Кардашенко, Н.Н. Суханова, 1990; Я.А. Туткувене, 1990: Н.Я. Прокопьев с соавт., 1999-2003).
Развитие вычислительной техники в последнее время дало возможность разработки оценочных таблиц, основанных на совокупном сочетании различных признаков - так называемом методе факторного анализа, дающем возможность комплексной оценки ростовых процессов.
Цель исследования: индивидуализация и дифференциация физических нагрузок младших школьников г. Усть-Илимска, имеющих нарушения осанки, в зависимости от базовых показателей физического развития.
Материалы и методы исследования. Проведено динамические (2000-2003 гг.) изучение базовых показателей физического развития 100 детей в возрасте 7-9 лет, проживающих в г. Усть-Илимске Иркутской области, имеющих нарушения осанки. Из числа обследованных было 50 мальчиков и 50 девочек. Антропометрическое исследование включало: определение длины и массы тела, окружности грудной клетки, длиннотных размеров туловища и сегментов конечности, обхватных размеров, компонентного состава и площади поверхности тела. Результаты исследования обработаны методами математической статистики.
Результаты исследования и их обсуждение. В зависимости от уровня физического развития дети разделены на три подгруппы. В подгруппу "А" вошли дети с уровнем развития, оцененным выше среднего; в подгруппу "Б"- со средним уровнем физического развития и в "В"- с оценкой развития ниже среднего уровня. Результаты исследования позволили индивидуализировать и дифференцировать предлагаемую детям дозированную физическую нагрузку в зависимости от уровня физического развития.
Таким образом, следует отметить, что возрастно-половые закономерности физического развития у младших школьников изучены достаточно подробно. Мы же выделяем отрицательное влияние на развитие базовых показателей физического развития неблагоприятных факторов внешней среды.
|