|
СОДЕРЖАНИЕ ЖУРНАЛА:
Адрес редакции и реквизиты
192012, Санкт-Петербург, ул.Бабушкина, д.82 к.2, литера А, кв.378
Свидетельство о регистрации электронного периодического издания ЭЛ № ФС 77-37726 от 13.10.2009
Выдано - Роскомнадзор
ISSN 1999-6314
|
|
 |
|
ТОМ 6, СТ. 69 (стр. 171-172) // февраль 2005г.
Состояние продольного свода стопы у детей начальных классов
Прокопьев Н. Я.
Тюменский государственный университет, г. Тюмень
Вопросы сохранения и восстановления здоровья подрастающего поколения всегда были и будут предметом всестороннего внимания специалистов различных медицинских специальностей. Они приобретают особую актуальность в настоящее время, так как в последние годы в связи с постоянно меняющимися условиями экологии, нарастающей гипокинезией и прогрессирующей гиподинамией все большее число детей страдают теми или иными заболеваниями. Часто встречающейся патологией опорно-двигательного у детей школьного возраста является плоскостопие, причина возникновения которого и до настоящего времени не ясна (З.В. Апштейн., Г.Г. Потиханова, 1964; Л.С. Артемьева,1964; С.Ф. Годунов, 1968; З.А., Черкашина, 1987, В.А. Яралов-Яралянц с соавт., 1968, и др.). Клинические симптомы и трофические расстройства объясняют невритом, связанным с растяжением подошвенного апоневроза и богато иннервируемых связок (С.Ф. Годунов,1968; А.Н. Жильцов 1968). В соответствии с современными представлениями о причинах и механизме развития плоскостопия лечение и профилактика его сводятся к освобождению от физического труда, приводящего к оседанию свода, к механической поддержке свода стопы супинаторами, укреплению сводоудерживающих мышц лечебной гимнастикой (Н.Я. Прокопьев, 1985, 1997; Б.Г. Солтанов, 1990; Г.П. Юрко с соавт., 1978, и др.). При массовых осмотрах, как правило, состояние опорного свода стопы чаще всего устанавливают визуально, хотя визуальный метод является менее надежными, чем плантографический (Ю.А. Ямпольская, 1984; Д.А. Яременко,1985). Следует отметить, что в методических рекомендациях по методике и технике соматоскопии и антропометрии, а также в учебниках для вузов приводится только одна методика плантографии по И.М. Чижину (А.В. Чоговадзе, М.М. Круглый, 1977). Опыт массового применения плантографии убедил нас в том, что за короткий промежуток времени можно по отпечатку стопы объективно судить о состоянии продольного свода стопы. В настоящее время предложено несколько объективных и технически простых методик плантографии: М.О. Фридланда, С.Ф. Годунова, Г.П. Юрко, В.А. Яралова-Яралянца, В.А. Шритер, Д.А. Яременко.
Материалом для настоящего сообщения послужили визуальные и плантографические исследования стопы у 134 детей в возрасте 7 лет Тюменской общеобразовательной школы № 19 и Солобоевской сельской школы Исетского района Тюменской области. Анализу подвергнуто 268 отпечатков стоп. Из числа обследованных было 72 девочки и 62 мальчика. Всем детям на начальном этапе обследования проведена визуальная диагностика плоскостопия, выявившая у 23 детей нарушения со стороны стопы. Из этого числа было 17 девочек и 6 мальчиков. Помимо этого всем детям в сравнительном плане мы провели плантографическое исследование по методикам Годунова-Потихановой, Чижина, Яралова-Яралянца, Шритер, Юрко. Анализ плантограмм показал, что наибольшее число нарушений со стороны продольного свода стопы выявлены методикой Яралова-Яралянца. Все же другие методики оценки состояния продольного свода стопы как по сложности технического исполнения, так и по времени затрачиваемом на анализ отпечатков практически не отличаются друг от друга. При плантографическом исследовании у 14 детей мы диагностировали нарушения (плоскостопие 1 степени) со стороны продольного свода стопы, в том числе у 2 мальчиков и 12 девочек.
Таким образом, визуальный метод исследования стопы является менее точным, чем плантографический и обусловливает явную гипердиагностику плоскостопия, в связи с чем не должен широко применяться в подобного рода исследованиях. При подозрении на наличие продольного плоскостопия не нужно ограничиваться только визуальным методом, а следует обязательно выполнить плантографическое исследование по любой методике, которое позволит избежать диагностических ошибок и связанных с этим последствий.
|