|
СОДЕРЖАНИЕ ЖУРНАЛА:
Адрес редакции и реквизиты
192012, Санкт-Петербург, ул.Бабушкина, д.82 к.2, литера А, кв.378
Свидетельство о регистрации электронного периодического издания ЭЛ № ФС 77-37726 от 13.10.2009
Выдано - Роскомнадзор
ISSN 1999-6314
|
|
 |
|
ТОМ 6, СТ. 52 (стр. 136-137) // февраль 2005г.
Особенности педагогических воздействий средствами лечебного плавания у студентов с начальными проявлениями остеохондроза позвоночного столба
Лимаренко А. П.
Филиала ИГПУ, г. Усть-Илимск
Физическая культура и спорт являются одним из доступных средств поддержания и сохранения здоровья, работоспособности людей (Т.С. Лисицкая). Повышение здоровья молодежи в студенческом возрасте одна из основных задач вуза на современном этапе развития общества (В.Ф. Красавина, М.И. Катрина). Не смотря на совершенствование и развитие новых форм занятий физическими упражнениями люди, к сожалению, не видят в физической культуре сильнейшего средства профилактики различного рода заболеваний и, в частности, начального проявления остеохондроза позвоночного столба. Не вдаваясь в подробности клинической картины проявления этого недуга у студентов, мы бы хотели остановиться на одном из множества средств оздоровительной физической культуры - лечебном плавании.
Широко известно благоприятное воздействие воды на организм человека (Н.Ж. Булгакова, И.М. Кошкин, Л.П. Макаренко и др.). Для лиц, имеющих в анамнезе патологию позвоночного столба, занятия лечебным плаванием становятся одним из наиболее доступных и результативных средств физической реабилитации. Нахождение тела, занимающегося в водной среде, в горизонтальном положении способствует разгрузке позвоночника за счет отсутствия гравитационных сил. Кроме того, массажное воздействие воды улучшает нейро-трофические процессы в структурах переднего и заднего опорного комплексов позвоночного столба, тем самым, ликвидируя степень выраженности болевых ощущений.
Занятия лечебным плаванием должны проводиться в строгом соответствии с дидактическими принципами, а именно:
- последовательности, т.е. за счет освоения и выполнения простых плавательных движений осваиваются более сложные упражнения на воде (от простого к сложному);
- постепенности, характеризующимся постепенным увеличением нагрузки и обоснованным дозированием плавательных упражнений, выполняемых в основном с использованием повторного, интервального, равномерно-дистанционного методов;
- систематичности, обуславливающим систематический характер занятий - не менее трех раз в неделю, для формирования двигательного навыка, укрепления мышечного корсета, развития основных физических качеств, совершенствования плавательной подготовленности занимающихся;
- доступности, указывающим на то, что упражнения должны быть легковыполнимыми и не сложно-координированными, задачи, поставленные на занятии должны быть полностью реализованы, доступными данному контингенту занимающихся, каждый должен получить удовлетворение от достигнутого на занятии лечебным плаванием;
- наглядности, демонстрирующим правильность выполнения техники изучаемых упражнений преподавателем, а также грамотное использование метода рассказа и показа на подобных занятиях;
- индивидуализации, выдвигающим требования учета индивидуальных особенностей патологии, физического состояния, а также плавательной подготовленности занимающихся;
- всесторонности, направленном на комплексное воздействие лечебного плавания, на все мышечные группы и функциональные системы организма занимающихся, ослабленного патологией позвоночного столба.
Из вышеизложенного четко прослеживается взаимосвязь основных дидактических принципов с основами реабилитации студентов, имеющих начальные проявления остеохондроза позвоночного столба.
|