banner medline tsn
 
Медико-биологический
информационный портал
для специалистов
 
Medline.ru

СОДЕРЖАНИЕ ЖУРНАЛА:
Физико-химическая биология

Клиническая медицина

Профилактическая медицина

Медико-биологические науки


АРХИВ:

Фундаментальные исследования

Организация здравохраниения

История медицины и биологии



Последние публикации

Поиск публикаций

Articles

Архив :  2000 г.  2001 г.  2002 г. 
               2003 г.  2004 г.  2005 г. 
               2006 г.  2007 г.  2008 г. 
               2009 г.  2010 г.  2011 г. 
               2012 г.  2013 г.  2014 г. 
               2015 г.  2016 г.  2017 г. 
               2018 г.  2019 г.  2020 г.  2021 г.  2022 г.  2023 г. 

Редакционная информация:
        Опубликовать статью
        Наша статистика


 РЕДАКЦИЯ:
Главный редактор

Заместители главного редактора

Члены редколлегии
Специализированные редколлегии


 УЧРЕДИТЕЛИ:
Институт теоретической и экспериментальной биофизики Российской академии наук.

ООО "ИЦ КОМКОН"

ФГБУН "Институт токсикологии" ФМБА России




Адрес редакции и реквизиты

192012, Санкт-Петербург, ул.Бабушкина, д.82 к.2, литера А, кв.378

Свидетельство о регистрации электронного периодического издания ЭЛ № ФС 77-37726 от 13.10.2009
Выдано - Роскомнадзор

ISSN 1999-6314

Российская поисковая система
Искать: 


ТОМ 3, СТ. 4 // Май, 2002 г.

ДОКЛАД О САНИТАРНО-ЭПИДЕМИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКЕ В
ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В 2001 г.


Глава 11. РЕЗУЛЬТАТЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ВЕДЕНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА НА ТЕРРИТОРИИ ОБЛАСТИ



Происходящие изменения в общественном устройстве Российской Федерации, определяемые постепенным переходом к системе рыночных отношений, делегированием значительной части полномочий и связанных с этим управленческих функций с федерального на территориальный уровень, усилившейся ведомственной разобщенностью по новому определяют потребность в информационном обеспечении управленческого процесса в субъектах РФ.
Ключевую роль в обсуждаемом процессе начинают играют создаваемые территориальные автоматизированные информационные системы (ТАИС). По замыслу идеологов создания ТАИС, основные целевые установки системы заключаются в предоставлении территориальным органам государственного управления оперативной информации о населении, среде обитания, ресурсах и имуществе территории. Эффективность принятия управленческих решений при этом обеспечивается благодаря разработке и внедрению единой технологии оптимального использования имеющихся информационных ресурсов территории, развития системы телекоммуникаций и программно-технической базы системы.
ЦГСЭН в Ленинградской области принимал участие в разработке технических решений по созданию и внедрению территориальной автоматизированной информационной системы правительства Ленинградской области (ТАИС в ЛО).
Концептуальные основы создания ТАИС в ЛО были заложены в разработанном техническом задании и утверждены распоряжениями правительства Ленинградской области "О программе работ по созданию территориальной автоматизированной информационной системы Ленинградской области" (от 18.04.1995 г., N 371-р и от 15.04.1996 г., N 356-р).
Согласно этим документам, основная цель системы информационного обеспечения правительства области заключалась в создании и внедрении передовых информационных технологий, обеспечивающих решение комплекса задач по обеспечению эффективности функционирования финансово-бюджетной, ресурсно-промышленной, социально-экономической, природопользовательской, правовой и др. структурных подсистем. Специально для этого были разработаны и реализованы единые принципы, технологии и нормативно-правовая база, а также единый порядок использования информационных ресурсов.

Нами выделены следующие положительные стороны организации информационного обеспечения социально-гигиенического мониторинга в составе ТАИС:
- возможность системного проектирования информационного обеспечения управления санэпидблагополучием (реализуется за счет всестороннего учета истинных информационных потребностей всех участников уже на стадии разработки системы);
- доступность всего объема интересующей информации, совместимость и качество данных (обеспечивается путем использования распределенной базы данных, ее верификации и актуализации ответственным исполнителем);
- возможность активного информационного прессинга управленческих структур, принимающих решения по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополу чия населения (осуществляется благодаря информационной интеграции госсанэпиднадзора с системой управления всем ресурсным потенциалом территории, а также за счет встроенности показателей санэпидблагополучия населения в технологию разработки оценок и принятия решений правительством области);
- экономичность, сокращение сроков разработки и высокое качество системы (обеспечивается в результате целевого финансирования и межведомственного объединения сил и средств, а также за счет формирования специализированного подразделения при правительстве области, осуществляющего и координирующего данную деятельность).

Выполненная работа по интеграции социально-гигиенического мониторинга с ТАИС на основе ГИС-технологий в Ленинградской области позволила достичь эффективного взаимодействия с кадастровыми (земельный; градостроительный; природо-пользовательский;) и мониторинговыми (экологический; здоровья населения) системами.
Тематическая информация, собранная и проанализированная различными ведомствами в рамках ТАИС и представляющая интерес для оценки уровня санэпидблагополучия населения, была представлена нами в виде блоков, отражающих:
- географическое положение области, ее административное устройство, физико-географическую, ландшафтную, биоклиматическую характеристики;
- биогеохимические закономерности и особенности территории, биогеоценозы;
- размещение населения на территории, показатели плотности, демографические особенности;
- социально-экономические факторы (размещение отдельных отраслей, объектов промышленности, сельского хозяйства, транспорта, оказывающих наиболее сильное влияние на состояние окружающей среды и здоровья населения);
- санитарно-экологическое состояние объектов окружающей среды, в том числе химическое, радиологическое и микробиологическое загрязнения почвы, воды, воздуха, растений;
- состояние системы здравоохранения и здоровья населения области, районов, городов, сельской местности;
- комплексные, прогнозные и рекомендательные информационные материалы, разработанные на основе многофакторного анализа, экспертных оценок, математического моделирования.

Соглашения с ведомствами. Постановление правительства по СГМ
Среди основных направлений реализованных в 2001 г. под эгидой социально- гигиенического мониторинга необходимо отметить следующие:
- сбор сведений и формирование компьютерной базы данных по показателям регламентированным нормативными документами МЗ РФ;
- систематизация данных о коммунальном благоустройстве территории (водоснабжение, канализование, размещение отходов) с использованием ГИС-технологии;
- сбор информации о водообеспечении населения и систематизация данных в составе программного комплекса "Аква-Ленобласть", который позволяет рассчитывать разнообразные гигиенические показатели, в т.ч. оценивать риск для здоровья населения, связанный с качеством употребляемой воды.
- завершение систематизации данных о состоянии здоровья населения (издание 4-х информационных блоков медико-экологического атласа Ленобласти, характеризующих отдельные аспекты состояния здоровья населения - по демографическим показателям, заболеваемости инфекционными, соматическими и онкологическими заболеваниями);
- организациия действенного взаимодействия СГМ с информационно- аналитическими системами патологоанатомической службы Ленинградской области и фонда ОМС (на уровне доступа к персонифицированным регистрам заболеваемости и смертности) и с градостроительным кадастром;
- организация и поддержку Интернет-страница госсанэпидслужбы в Ленинградской области где размешались информационные материалы о состоянии общественного здоровья;
- продолжение работы по систематизации данных о среде обитания населения; это прежде всего будет касаться данных о водообеспечении населения и предприятий опасных для населения канцерогенным риском;
- развитие информационно-аналитического взаимодействия с фондом ОМС.

В последние годы интенсивно развивается инфраструктура информатизации госсанэпидслужбы Ленобласти, а также технологии информационного обеспечения.
Во всех отделениях и ЦГСЭН в районах и городах области уделяется большое внимание автоматизации рабочих мест, технологии сбора, хранение и обработки различной информации, а также последующего углубленного ее анализа для принятия управленческих решений.

Информационное обеспечение учреждений госсанэпидслужбы области строится по следующим принципам:
- интеграция с территориальной информационной системой правительства Ленинградской области (использование единых для территории кодификаторов, справочников, топогеографической основы, системы связи и т.п.);
- широкое использование географических информационных систем для систематизации и анализа санитарно-гигиенической и медико-экологической нформации;
- ориентация на стандартное программное обеспечение (Microsoft Office, СУБД, ГИС и др.);
- разработка системного программного продукта систематизирующего информацию по объектам надзора с использованием технологии Delphi;

Основные информационные ресурсы, характеризующие санитарно- эпидемиологическое благополучие населения Ленинградской области и деятельности учреждений госсанэпидслужбы формируются в виде баз данных (БД) в формате dBASE, Paradox, Excel, ARC/INFO.
Санэпидслужбой области самостоятельно разработаны программы "Донор", "ВИЧ-инфекция", "Текущий эпиднадзор", "Инфекционная заболеваемость", "Информационный бюллетень" применяемые в работе уже течение 5 и 2-х лет соответственно.
Программа "Донор" позволяет оперативно выявлять лиц желающих стать донорами крови, плазмы и т.д. переболевших вирусными гепатитами (как острыми так и хроническими), В.23, а также выявлять семейные контакты по вышеперечисленным инфекциям, с целью выдачи справки для станции переливания крови;
Программа "ВИЧ-инфекция" позволяет оперативно проводить анализ состояния заболеваемости по ВИЧ на территории Тосненского района по различным характеристикам (возрасту, полу, кодам, направляющим учреждениям, месту работы, путям заражения и др.);
Программа "Текущий надзор" позволяет учитывать при составлении планов на месяц (квартал) объекты, в которых не были проведены эпидемиологические, дезинфекционные, лабораторные обследования.
Программа "Инфекционная заболеваемость" позволяет анализировать динамику инфекционной заболеваемости территории района за определенный отрезок времени (месяц, квартал, полугодие и т.д,) в сравнении с аналогичным периодом прошлого года и среднеобластными показателями.
Программа "Информационный бюллетень" позволяет анализировать инфекционную заболеваемость к разрезе врачебных участков в сравнении за 2 года.
Широкое использование компьютера в программах Excel и Access при анализе экстренных эпидемиологических ситуаций (групповые заболевания, вспышки и т.д,) позволяет проследить динамику развития эпидпроцесса внутри учреждения, выявить частоту употребления подозреваемого фактора передачи, анализ заболеваемости по группам, по возрастам, полноту обследования контактных и т.д.)
Программа "Пестициды", которая позволяет проводить мониторинг за содержанием пестицидов, пищевых продуктах за ряд лет, реализуемых на предприятиях торговли общественного питания, а так же растениеводческой продукции, выращиваемой сельскохозяйственным предприятиям.
Программа "По проверке гигиенических знаний у работников торговли".
Программа "Объекты надзора" по предприятиям питания, торговли, пищевой промышленности, кефальными предприятиями, промышленными и т.д.
Внедрены в практику Центров ГСЭН в Ленобласти компьютерные программы "Профессиональная заболеваемости", "Аква-Ленобласть".

К содержанию / Назад / Далее
Страница 50 вверх

Журнал основан 16 ноября 2000г.
Выдано Министерством РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций
(c) Перепечатка материалов сайта Medline.Ru возможна только с письменного разрешения редакции

Размещение рекламы

Rambler's Top100