Происходящие изменения в общественном устройстве Российской Федерации,
определяемые постепенным переходом к системе рыночных отношений,
делегированием значительной части полномочий и связанных с этим управленческих
функций с федерального на территориальный уровень, усилившейся ведомственной
разобщенностью по новому определяют потребность в информационном обеспечении
управленческого процесса в субъектах РФ.
Ключевую роль в обсуждаемом процессе начинают играют создаваемые
территориальные автоматизированные информационные системы (ТАИС). По замыслу
идеологов создания ТАИС, основные целевые установки системы заключаются в
предоставлении территориальным органам государственного управления оперативной
информации о населении, среде обитания, ресурсах и имуществе территории.
Эффективность принятия управленческих решений при этом обеспечивается
благодаря разработке и внедрению единой технологии оптимального использования
имеющихся информационных ресурсов территории, развития системы
телекоммуникаций и программно-технической базы системы.
ЦГСЭН в Ленинградской области принимал участие в разработке технических
решений по созданию и внедрению территориальной автоматизированной
информационной системы правительства Ленинградской области (ТАИС в ЛО).
Концептуальные основы создания ТАИС в ЛО были заложены в разработанном
техническом задании и утверждены распоряжениями правительства Ленинградской
области "О программе работ по созданию территориальной автоматизированной
информационной системы Ленинградской области" (от 18.04.1995 г., N 371-р и
от 15.04.1996 г., N 356-р).
Согласно этим документам, основная цель системы информационного
обеспечения правительства области заключалась в создании и внедрении
передовых информационных технологий, обеспечивающих решение комплекса задач
по обеспечению эффективности функционирования финансово-бюджетной,
ресурсно-промышленной, социально-экономической, природопользовательской,
правовой и др. структурных подсистем. Специально для этого были разработаны и
реализованы единые принципы, технологии и нормативно-правовая база, а также
единый порядок использования информационных ресурсов.
Нами выделены следующие положительные стороны организации
информационного обеспечения социально-гигиенического мониторинга в составе
ТАИС:
- возможность системного проектирования информационного обеспечения
управления санэпидблагополучием (реализуется за счет всестороннего учета
истинных информационных потребностей всех участников уже на стадии разработки
системы);
- доступность всего объема интересующей информации, совместимость и
качество данных (обеспечивается путем использования распределенной базы
данных, ее верификации и актуализации ответственным исполнителем);
- возможность активного информационного прессинга управленческих
структур, принимающих решения по обеспечению санитарно-эпидемиологического
благополу
чия населения (осуществляется благодаря информационной интеграции
госсанэпиднадзора с системой управления всем ресурсным потенциалом территории,
а также за счет встроенности показателей санэпидблагополучия населения в
технологию разработки оценок и принятия решений правительством области);
- экономичность, сокращение сроков разработки и высокое качество системы
(обеспечивается в результате целевого финансирования и межведомственного
объединения сил и средств, а также за счет формирования специализированного
подразделения при правительстве области, осуществляющего и координирующего
данную деятельность).
Выполненная работа по интеграции социально-гигиенического мониторинга
с ТАИС на основе ГИС-технологий в Ленинградской области позволила достичь
эффективного взаимодействия с кадастровыми (земельный; градостроительный;
природо-пользовательский;) и мониторинговыми (экологический; здоровья
населения) системами.
Тематическая информация, собранная и проанализированная различными
ведомствами в рамках ТАИС и представляющая интерес для оценки уровня
санэпидблагополучия населения, была представлена нами в виде блоков,
отражающих:
- географическое положение области, ее административное устройство,
физико-географическую, ландшафтную, биоклиматическую характеристики;
- биогеохимические закономерности и особенности территории, биогеоценозы;
- размещение населения на территории, показатели плотности,
демографические особенности;
- социально-экономические факторы (размещение отдельных отраслей,
объектов промышленности, сельского хозяйства, транспорта, оказывающих
наиболее сильное влияние на состояние окружающей среды и здоровья населения);
- санитарно-экологическое состояние объектов окружающей среды, в том
числе химическое, радиологическое и микробиологическое загрязнения почвы,
воды, воздуха, растений;
- состояние системы здравоохранения и здоровья населения области, районов, городов, сельской местности;
- комплексные, прогнозные и рекомендательные информационные материалы,
разработанные на основе многофакторного анализа, экспертных оценок,
математического моделирования.
Соглашения с ведомствами. Постановление правительства по СГМ
Среди основных направлений реализованных в 2001 г. под эгидой социально-
гигиенического мониторинга необходимо отметить следующие:
- сбор сведений и формирование компьютерной базы данных по показателям
регламентированным нормативными документами МЗ РФ;
- систематизация данных о коммунальном благоустройстве территории
(водоснабжение, канализование, размещение отходов) с использованием
ГИС-технологии;
- сбор информации о водообеспечении населения и систематизация данных в
составе программного комплекса "Аква-Ленобласть", который позволяет
рассчитывать разнообразные гигиенические показатели, в т.ч. оценивать риск
для здоровья населения, связанный с качеством употребляемой воды.
- завершение систематизации данных о состоянии здоровья населения
(издание 4-х информационных блоков медико-экологического атласа Ленобласти,
характеризующих отдельные аспекты состояния здоровья населения - по
демографическим показателям, заболеваемости инфекционными, соматическими и
онкологическими заболеваниями);
- организациия действенного взаимодействия СГМ с информационно-
аналитическими системами патологоанатомической службы Ленинградской области и
фонда ОМС (на уровне доступа к персонифицированным регистрам заболеваемости и
смертности) и с градостроительным кадастром;
- организация и поддержку Интернет-страница госсанэпидслужбы в
Ленинградской области где размешались информационные материалы о состоянии
общественного здоровья;
- продолжение работы по систематизации данных о среде обитания населения;
это прежде всего будет касаться данных о водообеспечении населения и
предприятий опасных для населения канцерогенным риском;
- развитие информационно-аналитического взаимодействия с фондом ОМС.
В последние годы интенсивно развивается инфраструктура информатизации
госсанэпидслужбы Ленобласти, а также технологии информационного обеспечения.
Во всех отделениях и ЦГСЭН в районах и городах области уделяется большое
внимание автоматизации рабочих мест, технологии сбора, хранение и обработки
различной информации, а также последующего углубленного ее анализа для
принятия управленческих решений.
Информационное обеспечение учреждений госсанэпидслужбы области
строится по следующим принципам:
- интеграция с территориальной информационной системой правительства
Ленинградской области (использование единых для территории кодификаторов,
справочников, топогеографической основы, системы связи и т.п.);
- широкое использование географических информационных систем для
систематизации и анализа санитарно-гигиенической и медико-экологической
нформации;
- ориентация на стандартное программное обеспечение (Microsoft Office,
СУБД, ГИС и др.);
- разработка системного программного продукта систематизирующего
информацию по объектам надзора с использованием технологии Delphi;
Основные информационные ресурсы, характеризующие санитарно-
эпидемиологическое благополучие населения Ленинградской области и
деятельности учреждений госсанэпидслужбы формируются в виде баз данных (БД)
в формате dBASE, Paradox, Excel, ARC/INFO.
Санэпидслужбой области самостоятельно разработаны программы "Донор",
"ВИЧ-инфекция", "Текущий эпиднадзор", "Инфекционная заболеваемость",
"Информационный бюллетень" применяемые в работе уже течение 5 и 2-х лет
соответственно.
Программа "Донор" позволяет оперативно выявлять лиц желающих стать
донорами крови, плазмы и т.д. переболевших вирусными гепатитами (как острыми
так и хроническими), В.23, а также выявлять семейные контакты по
вышеперечисленным инфекциям, с целью выдачи справки для станции переливания
крови;
Программа "ВИЧ-инфекция" позволяет оперативно проводить анализ состояния
заболеваемости по ВИЧ на территории Тосненского района по различным
характеристикам (возрасту, полу, кодам, направляющим учреждениям, месту
работы, путям заражения и др.);
Программа "Текущий надзор" позволяет учитывать при составлении планов на
месяц (квартал) объекты, в которых не были проведены эпидемиологические,
дезинфекционные, лабораторные обследования.
Программа "Инфекционная заболеваемость" позволяет анализировать динамику
инфекционной заболеваемости территории района за определенный отрезок
времени (месяц, квартал, полугодие и т.д,) в сравнении с аналогичным периодом
прошлого года и среднеобластными показателями.
Программа "Информационный бюллетень" позволяет анализировать инфекционную
заболеваемость к разрезе врачебных участков в сравнении за 2 года.
Широкое использование компьютера в программах Excel и Access при анализе
экстренных эпидемиологических ситуаций (групповые заболевания, вспышки и т.д,)
позволяет проследить динамику развития эпидпроцесса внутри учреждения,
выявить частоту употребления подозреваемого фактора передачи, анализ
заболеваемости по группам, по возрастам, полноту обследования контактных и
т.д.)
Программа "Пестициды", которая позволяет проводить мониторинг за
содержанием пестицидов, пищевых продуктах за ряд лет, реализуемых на
предприятиях торговли общественного питания, а так же растениеводческой
продукции, выращиваемой сельскохозяйственным предприятиям.
Программа "По проверке гигиенических знаний у работников торговли".
Программа "Объекты надзора" по предприятиям питания, торговли, пищевой
промышленности, кефальными предприятиями, промышленными и т.д.
Внедрены в практику Центров ГСЭН в Ленобласти компьютерные программы
"Профессиональная заболеваемости", "Аква-Ленобласть".
К содержанию / Назад / Далее
Страница 50