Переломы длинных трубчатых костей по частоте встречаемости занимают третье место после
переломов костей черепа и грудной клетки при механической травме со
смертельным исходом. Анализ морфологии переломов длинных трубчатых
костей в совокупности с другими повреждениями тела, позволяет
устанавливать механогенез травмы в целом, тем самым, способствуя
воссозданию обстоятельств происшествия.
Целью данного исследования явилось изучение структуры переломов длинных трубчатых
костей при различных видах тупой травмы.
Изучены 100 "Заключений эксперта" и "Актов судебно-медицинского
исследования трупов" лиц обоего пола в возрасте от 2 до 88 лет,
у которых при аутопсии были обнаружены переломы длинных трубчатых
костей. Учитывали все случаи изолированной и тупой сочетанной травмы:
автомобильная травма (54%), падения с высоты (30%), железнодорожная
травма (14%), травма
тупыми предметами (2%).
Среди погибших с переломами костей конечностей большую часть составили мужчины (67%).
Наибольшее число пострадавших приходится на трудоспособный возраст от
20 до 59 лет (56 пострадавших из 100), среди которых наибольшую долю
составили возрастные группы 20 - 29 лет и 40 - 49 лет (в
совокупности 39%).
Во время происшествия более половины погибших находились в состоянии алкогольного опьянения
(55%), преимущественно сильной степени, из которых большую часть
составили лица мужского пола (32%), что наглядно представлено в
таблице 1.
Таблица 1
Число погибших лиц, находившихся в состоянии алкогольного опьянения
Степень алкогольного опьянения / пол |
Мужчины |
Женщины |
Всего |
кол-во |
% |
кол-во |
% |
кол-во |
% |
Легкая
Средняя
Сильная
Итого |
5
10
20
35 |
5,0
10,0
20,0
35,0 |
5
7
8
20 |
5,0
7,0
8,0
20,0 |
10
17
28
55 |
10,0
17,0
28,0
55,0 |
|
Наиболее часто травмы возникали в летние (июнь - август) и осенний месяцы (октябрь),
(в совокупности составило 59%).
По данным В.В. Гориневской (1952) и С.Я. Фрейдлина (1971), переломы длинных
трубчатых костей составляют от 48 до 70% среди всех повреждений
костей скелета; по нашим данным - 68%, причем переломы костей нижних
конечностей - в 1,8 раза встречались чаще, чем переломы верхних
конечностей; по данным
В.А. Корнилова и др.(1987) - в 2 раза.
По нашим наблюдениям переломы костей конечностей чаще наблюдались в сочетании
с повреждениями других анатомо-функциональных областей тела человека
(92% случаев). Такое сочетание повреждений характерно для различных
видов транспортной травмы (автомобильной и железнодорожной) и падений
с высоты. Изолированные переломы возникали, как правило, в случаях
падения человека на плоскости и (или) при ударах тупыми твердыми
предметами (в совокупности составили всего 8%).
Диафизарные переломы были в 73% случаев, переломы в области крупных суставов, как
правило, носили характер конструкционных.
Травмировались чаще кости голени (35%). В основном, переломы костей голени возникали
при автомобильной травме и падениях с большой высоты (в совокупности
60%). Переломы костей голени при автомобильной травме чаще возникали
в верхней трети (51%) и каждый третий перелом был
оскольчато-фрагментарным. А при падении с высоты - 40%
переломов локализовались в нижней трети и достаточно часто
сопровождались переломами лодыжек. При столкновении движущегося
автомобиля с человеком нередко возникали бампер-переломы (25% случаев
всей автомобильной травмы). Двусторонние переломы костей голени были
в 38% случаев.
Переломы бедренной кости возникали в два раза реже, чем переломы костей голени
(29% против 60%) при тех же обстоятельствах травмы. Почти половина
переломов бедренной кости локализовались в верхней трети диафиза (44%
от их общего числа) и в 15% были оскольчато-фрагментарными. Меньшая
частота оскольчато-фрагментарных переломов бедра, в сравнении с
голенью, объясняется тем, что бедро имеет сильно выраженный мышечный
слой. Там, где кость имеет менее широкий диаметр осколок в зоне
долома не возникает; а на уровне большего диаметра - образуется
(В.И. Бахметьев, В.Н.
Крюков, В.П. Новоселов и др., 1996).
В пяти случаях столкновения движущегося автомобиля вагонной компановки с человеком,
возникали переломы вертлужной впадины (так называемый "центральный
вывих бедра"). При тангенциальном ударе выступающими частями
транспорта у двух пострадавших образовались винтообразные
безоскольчатые переломы. На долю косорасположенной траектории
магистральной трещины пришлось 2/3 переломов бедренной кости, на долю
поперечной траектории - 1/3. Для пожилых людей характерными
были переломы шейки бедра; в наших наблюдениях подобные переломы
встретились в пяти случаях у лиц пожилого возраста и только один раз
- у пострадавшего молодого возраста.
При столкновении движущегося автомобиля с человеком или при травме внутри салона
автомобиля и ударе коленными суставами о переднюю панель возникали
повреждения коленного сустава в виде переломов надколенника, разрыва
капсулы сустава и связок с образованием гемартроза в 30% случаев.
Среди переломов костей верхних конечностей преобладали повреждения костей предплечья,
количество которых в 1,5 раза больше переломов плечевой кости.
Переломы плеча и предплечья встречались при всех видах тупой травмы.
Переломы плеча одинаково часто локализовались как в верхней, так и в
средней трети (по 35% от их общего числа) и почти всегда были
безоскольчатыми. Большинство переломов были косопоперечными (80%).
Переломы в области плечевого сустава, как правило, были конструкционными. В
некоторых случаях падения человека на вытянутую руку и при нахождении
в салоне автомобиля во время столкновения, возникали вколоченные
переломы, которые составили 9% наших наблюдений.
Переломы в области локтевого сустава часто были представлены повреждениями
надмыщелков, что совпадает с данными Н.Ф. Савенко (1962). У одного
пострадавшего был косой перелом локтевого отростка при падении на
локоть.
Переломы в области лучезапястного сустава также часто носили конструкционный
характер и локализовались в дистальном метаэпифизе, известные как
перелом "луча в типичном месте". Таких переломов
встретилось 13.
Переломы костей конечностей в ряде случаев имели признаки повторной травматизации при
переезде тела колесами транспорта и волочении его поездом по
железнодорожному полотну.
Переломы длинных трубчатых костей не являлись непосредственной причиной смерти
пострадавших. В 52% случаев непосредственной причиной смерти были
травматический шок и обильная кровопотеря, в 38% - сочетанная
черепно-мозговая травма и ее осложнения, реже причиной смерти были
отдаленные осложнения в виде пневмонии, сепсиса и тромбоэмболии
легочной артерии (в 10%).
Если переломы костей конечностей сочетались с массивными повреждениями головы,
груди и живота, то смерть наступала в 60% случаев на месте
происшествия от травм, несовместимых с жизнью; остальные умерли в
стационаре (40%): 22% - в первые сутки, 10% - в течение недели, 5% -
в течение месяца и 3% - свыше месяца от момента травмы.
Таким образом, переломы длинных трубчатых костей, несмотря на то, что сами по себе не
являются непосредственной причиной смерти, в сочетании с другими
повреждениями анатомо-функциональных областей тела человека утяжеляют
саму травму и способствуют смертельному исходу. Абсолютное
большинство погибших от этой травмы составляют лица мужского пола,
трудоспособного возраста, находившиеся в состоянии алкогольного
опьянения, преимущественно в летне-осенний период года. Наиболее
частыми обстоятельствами возникновения такой травмы являлись
дорожно-транспортные происшествия, затем падения с высоты. Среди
повреждений длинных трубчатых костей нижних конечностей превалировали
переломы костей голени, среди повреждений верхних конечностей -
переломы костей предплечья.
Альманах судебной медицины N 2 (2001), стр.