МЕДЛАЙН.РУ
Содержание журнала

Архив

Редакция
Учредители

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт теоретической и экспериментальной биофизики
Российской академии наук


ООО "ИЦ КОМКОН"

Адрес редакции и реквизиты

192012, Санкт-Петербург, ул.Бабушкина, д.82 к.2, литера А, кв.378

ISSN 1999-6314


Том: 3
Статья: 23
Страницы: 247
Опубликована в журнале: Ноябрь 2002 г.


Правовые основы судебно-медицинской деятельности в уголовном судопроизводстве
И.Е.Лобан, Г.И.Заславский, В.Л. Попов

Глава 8. Непроцессуальные виды использования судебно-медицинских познаний в судо-производстве

Взаимодействие судебно-медицинской службы с правоохранительными органами



К содержанию / Назад / Далее

К непроцессуальным формам судебно-медицинского обеспечения правоохранительной деятельности можно отнести систему мероприятий по организации взаимодействия судебно-медицинской службы с правоохранительными органами. Конкретные направления и практические формы взаимодействия представлены на схеме 6. Они образуют научно-практическую систему взаимодействия, которая, по нашему мнению, должна рассматриваться как составная часть самостоятельного раздела судебной медицины - организационно-правовых основ судебно-медицинской деятельности.

Рассматриваемая система включает шесть основных направлений, которые на схеме отображены отдельными информационными блоками:
1) Формирование концепции взаимодействия - определение общих принципов взаимодействия, критериев оценки состояния экспертного процесса и взаимодействия с участниками судопроизводства на всех этапах расследования, а также показателей эффективности использования специальных судебно-медицинских познаний в судопроизводстве в целом;
2) Мониторинг текущего состояния экспертного процесса и взаимодействия судебно-медицинской службы с участниками судопроизводства;
3) Создание и методическое обеспечение работы временных или постоянных межведомственных структур (лабораторий, рабочих или научно-консультативных групп) с целью эффективного использования кадров, научно-технических средств и технологий;
4) Координация взаимодействия судебно-медицинской службы и правоохранительных органов при расследовании конкретных преступлений;
5) Обобщение и внедрение положительного опыта взаимодействия, определение перспективных путей повышения эффективности судебно-медицинского обеспечения правоохранительной деятельности, совершенствования организационно-штатной структуры, материально-технической базы, процессуальных и методических основ работы взаимодействующих субъектов;
6) Совершенствование правовой подготовки судебно-медицинских экспертов и подготовки работников правоохранительных органов в вопросах судебно- медицинской экспертизы.

Комплекс этих мероприятий, объединенных общей целью совершенствования судебно-медицинского обеспечения раскрытия и расследования преступлений, согласованных по месту, времени и ответственности исполнителей, адаптированных к особенностям конкретного расследуемого преступления и реализуемых в рамках закона, во многом, определяет эффективность правоохранительной и судебно-экспертной деятельности в целом.
Формирование концепции взаимодействия предполагает необходимость определения общих принципов организации взаимодействия, основных направлений взаимодействия, критериев оценки совместной деятельности на этапах назначения, производства экспертизы и использования экспертных данных и общих показателей объема, качества и эффективности судебно-медицинской деятельности.

Формы мониторинга текущего состояния взаимодействия судебно- медицинской службы с правоохранительными органами включают:
-согласования корпоративных и создания межведомственных электронных баз данных;
-текущий статистический анализ экспертной работы;
-личное участие руководителей экспертного учреждения и структурных подразделений в проведении сложных экспертиз;
-выборочное и тематическое рецензирование заключений эксперта;
-составление аналитических обзоров экспертной, следственной и судебной практики;
- анкетирование и интервьюирование экспертов и сотрудников право- охранительных органов;

Схема 1

Схема 6. Научно-практическая система взаимодействия судебно-медицинской службы и правоохранительных органов


-проведение рабочих встреч руководителей экспертного учреждения и его структурных подразделений с руководством правоохранительных органов для выявления положительных сторон и недостатков в работе;
-анализ писем, обращений и представлений правоохранительных органов в адрес экспертного учреждения.

Координация взаимодействия судебно-медицинской службы и правоохранительных органов при расследовании конкретных преступлений осуществляется путем:
-консультаций следователей о целесообразности и порядке назначения и производства экспертизы (проведения следственного действия);
-совместного планирования экспертизы (следственного действия);
-текущего согласования совместной практической работы на всех этапах;
-производством экспертизы в присутствии следователя;
-своевременного выполнения специалистами поручений следователя;
-своевременного удовлетворения обоснованных ходатайств эксперта (специалиста);
-организации оперативного обмена информацией о результатах расследования, имеющих отношение к предмету экспертизы, а также о выяв-ленных при проведении экспертизы новых важных для следствия дан-ных;
-проведения плановых совместных рабочих совещаний с обсуждением хода и результатов расследования и специальных исследований; при-влечение экспертов к формированию и обсуждению версий по делу;
-организации совместного контроля движения вещественных доказательств и сроков производства экспертиз;
-своевременной передачи оформленных Заключений эксперта следователю.

Создание, финансирование, методическое обеспечение и поддержание оперативной готовности временных или постоянных межведомственных структур предусматривает создание:
-лабораторий (медико-криминалистических, идентификационных, баллистических, трассологических, медико-генетических, химико-токсикологических);
-рабочих научно-консультативных групп с участием представителей следствия и судебно-медицинских экспертов (специалистов в области судебной медицины) при расследовании особо тяжких и серийных преступлений;
-мобильных следственно-оперативных и экспертных групп, работающих в условиях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (стихийных бедствий, технологических катастроф с массовым числом жертв и т.д.).

Обобщение и внедрение положительного опыта взаимодействия, определение путей повышения эффективности судебно-медицинского обеспечения правоохранительной деятельности, совершенствования организационно-штатной структуры, материально-технической базы, процессуальных и методических основ работы взаимодействующих субъектов осуществляется путем:
-проведения совместных совещаний с обобщением положительного опыта, обсуждением и выработкой мер по устранению выявленных недостатков и взаимных претензий на всех уровнях организации судебно-медицинской экспертизы (федеральном, межрегиональном, областном и городском, районном);
-подготовки, согласования и контроля исполнения приказов по организации совместной работы;
-подготовки и направления писем и аналитических материалов в вышестоящие органы управления с предложениями по совершенствованию работы судебно- медицинской службы и правоохранительных органов.

Совершенствование правовой подготовки судебно-медицинских экспертов и профессиональной подготовки работников правоохранительных органов по вопросам судебно-медицинской экспертизы осуществляется в формах:
-лекций и тематических занятий для следователей, судей и оперативного состава органов внутренних дел по вопросам судебно-медицинской экспертизы, по организации работы экспертного учреждения, о содержании законодательных и ведомственных нормативно-методических документов, регулирующих экспертную деятельность, о структуре ведомственного учёта экспертиз и возможностях использования этих учётов в интересах следствия и др.;
-лекций и тематических занятий для экспертов по правовым основам и организации судопроизводства, по процессуальным вопросам и организации судебно-медицинской экспертизы;
-индивидуальной краткосрочной подготовки следователей и оперативных работников в экспертном учреждении;
-взаимного консультирования и справочной поддержки следователей по специальным судебно-медицинским вопросам и экспертов по правовым аспектам назначения и производства экспертизы, следственных действий и относительно оценки заключения эксперта;
-совместной научно-практической и исследовательской работы: комплексных научных исследований актуальных междисциплинарных проблем судебно-медицинской и криминалистической экспертизы и вопросов правового регулирования использования специальных позна-ний в судопроизводстве;
-организации и проведения совместных научно-практических конференций и семинаров;
-совместной подготовки и издания памяток, методических рекомендаций, информационных писем, сборников научных работ и т.д.

Формы совместной работы судебно-медицинской службы и правоохранительных органов, как правило, охватывают сразу несколько направлений, что является одним из показателей эффективности представленной системы взаимодействия. При надлежащем исполнении данная система полностью обеспечивает организационную, штатную, а, отчасти и финансовую гибкость экспертных структур разных ведомств, постоянную оперативную готовность и мобильность сил и средств, надежную управляемость и эффективность использования cпециальных судебно-медицинских познаний в уголовном судопроизводстве.
Все вышеперечисленные непроцессуальные формы работы в экспертных учреждениях осуществляются в порядке исполнения их сотрудниками должностных обязанностей, установленных ведомственными нормативными актами, либо на договорной основе.