Медико-биологический
информационный портал
для специалистов
 
БИОМЕДИЦИНСКИЙ ЖУРНАЛ Medline.ru

СОДЕРЖАНИЕ ЖУРНАЛА:
Физико-химическая биология

Клиническая медицина

Профилактическая медицина

Медико-биологические науки


АРХИВ:

Фундаментальные исследования

Организация здравохраниения

История медицины и биологии



Последние публикации

Поиск публикаций

Articles

Архив :  2000 г.  2001 г.  2002 г. 
               2003 г.  2004 г.  2005 г. 
               2006 г.  2007 г.  2008 г. 
               2009 г.  2010 г.  2011 г. 
               2012 г.  2013 г.  2014 г. 
               2015 г.  2016 г.  2017 г. 
               2018 г.  2019 г.  2020 г. 

Редакционная информация:
        Опубликовать статью
        Наша статистика


 РЕДАКЦИЯ:
Главный редактор

Заместители главного редактора

Члены редколлегии
Специализированные редколлегии


 УЧРЕДИТЕЛИ:
Институт теоретической и экспериментальной биофизики Российской академии наук.

ООО "ИЦ КОМКОН".




Адрес редакции и реквизиты

199406, Санкт-Петербург, ул.Гаванская, д. 49, корп.2

ISSN 1999-6314

Российская поисковая система
Искать: 


ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ ИСТОРИЯ БИОЛОГИИ

ГОСПИТАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ И НАЧАЛО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И.Ф. БУША

И.В. Гайворонский, М.В. Твардовская

Военно-медицинская академия, С.-Петербург

  << Содержание

 

В древней Руси единственным учреждением, относящимся к медицинской части, был Аптекарский приказ. Своих врачей не было, в Аптекарском приказе в присутствии самого Алексея Михайловича (1629-1676) экзаменовались врачи, приглашенные из-за границы, и не всегда их знаниями и умениями в России были довольны. Необходимо было создавать свою медицину и свои учебные заведения [1].

Открытие в России первых госпитальных школ, а на их базе медико-хирургических училищ явилось первым шагом вперед в системе реформ в области медицинского образования. Это время породило целую плеяду талантливых ученых-анатомов, хирургов, общественных деятелей [1, 13].

По указу Петра Великого, на Выборгской стороне вдоль низкого правого берега Большой Невы, на месте отхождения от нее главного рукава - Большой Невки, в 1717 году на сваях были построены деревянные Сухопутный, в 1719 году - Морской Адмиралтейский госпитали (Рис.1). Сейчас на этом участке находятся здания Военно-медицинской академии.

Доставка больных и раненых в госпитали совершалась в основном водным путем. На берегу позади госпиталей были сараи, погреба для провизии и пекарни, за ними - сады и сухопутная морская слобода. Далее на север находилось болотистое Куликово поле. Только петровские амбары были построены из камня на небольшом островке рядом с началом Большой Невки

В 1720 году был возведен Кронштадтский госпиталь на о. Котлин [7]. Великий преобразователь и реформатор Петр I высоко ценил медицину, интересовался анатомией, участвовал во вскрытиях, проходивших в первом анатомическом театре в Москве, восхищался, будучи в Голландии, анатомическими шедеврами Ф. Рюйша. По указу Его Императорского Величества Петра I в 1702 г. в Москве была учреждена первая лекарская школа во главе с Н.Л. Бидлоо, построен первый анатомический театр, где производились вскрытия «мертвых тел». В 1721 г. была утверждена Медицинская канцелярия [11]. Петровская эпоха подготовила реформу медицинского образования. Основные преобразования произошли в период царствования Анны Иоановны. В 1732 году была введена должность директора медицинской канцелярии - архиятера (термин по В.В. Далю[5]), которым стал врач Ригер, а затем М.Б. Фишер.

С 1733 года, как указывает Я.А. Чистович, «начинается систематическое обучение врачебному искусству при госпиталях, и они становятся генеральными, т.е. главными» [15].

В 1735 году госпитальные школы в С.-Петербурге и Кронштадте учреждаются в законодательном порядке. Впервые выходит важнейший юридический документ «Генеральный регламент о госпиталях и о должностях определенных при них докторов и прочих медицинского чина слушателей» от 24 декабря 1735 года [4].

Архиятер И.Б. Фишер, стовший во главе Медицинской канцелярии, особое внимание уделял преподаванию в госпитальных школах. При нем были введены должности оператора для преподавания анатомии и хирургии, рисовального мастера и учителя латинского языка.

По регламенту требовалось, чтобы у учеников «в мертвых телесах недостатка не было для толковании анатомии..., и дабы к лучшему научению анатомии, ученикам показано было части человеческих телес срисовать» [4].

Лекарские хирургические школы должны были готовить будущих лекарей к самостоятельной хирургической деятельности в условиях не только мирного, но и военного времени. По регламенту требовались: наглядность преподавания, достаточное количество трупов для препарирования и вскрытия, приготовление анатомических препаратов, хороший анатомический театр и анатомический музей (кабинет). Способные в науках доктора должны были переводить иностранные учебники на русский язык, создавать отечественные учебники по анатомии и хирургии на русском языке, анатомические атласы с единой анатомической латинско-русской номенклатурой.

Забота о подготовке будущих лекарей была главной обязанностью госпитального доктора. В §15 второй главы Генерального регламента подробно сказано о должности госпитального доктора в отношении учрежденной хирургической школы. Он должен «всякое доброе смотрение иметь, и чтоб оператор и прочие учителя должность свою, притом добрее исправляли и молодые люди в анатомии и хирургии порядочно и тщательно обучены были и чтоб подлекари и ученики ... своеручно себя в анатомии и хирургических операциях утверждали». Все эти организационно-методические положения, утвержденные в первой трети 18 века, стали основополагающими на многие десятилетия.

В 1753 году директором Медицинской канцелярии становится доктор медицины почетный член Академии наук П.З. Кондоиди. Он начинает занимаеться обустройством лекарских школ, разрабатывает правила проведения экзаменов по анатомии, пишет работу «О порядке анатомирования мертвых тел» [6]. Особое внимание он уделяет Кронштадтской лекарской школе, которая находилась при Адмиралтейском госпитале, и долгое время в ней должность оператора была вакантной, занятия проводили врачи госпиталя. Частые пожары и наводнения не способствовали обучению. Постоянно не хватало трупов, которые могли бы быть использованы для обучения. В этой связи архиятер П.З. Кондоиди 22 мая 1746 года пишет распоряжение о том, чтобы «для обучения хирургии и анатомии подлекарей и лекарских учеников телеса умерших отдавать обратно в Кронштадтский госпиталь» [6].

В это же время Мартин Ильич Шеин (1712-1762), не имея еще полного лекарского образования, но обладая особым «изяществом в работах по анатомии», счастливо сочетал в себе талант анатома и хирурга. Он становится создателем отечественного анатомического атласа к книге операторов Петербургского морского госпиталя И. Б. Гангарта и сухопутного госпиталя Х. Я. Фон Меллена Syllabus...(Силлабус или указатель всех частей человеческого тела, 1744). Иллюстрации выполнены с большим искусством, гравированы мастером Трофимом Ульяновым (Рис. 2). Шеин сдает экстерном лекарские экзамены, продолжает рисовать с анатомических препаратов, оперирует и преподает в Кронштадтском генеральном госпитале. Одновременно он начинает работать над переводом с латинского на русский язык учебника Л. Гейстера «Сокращенная анатомия, все дело анатомическое кратко в себе заключающая» (1757 г.) (Рис.3). В конце учебника он приводит «Указатель вещей первейших, т.е. латинские термины и их русское толкование». М. Шеин не только переводит учебник, но и дополняет его таблицами с изображением анатомических фигур. Он писал: «За пристойное дело мне показалось к сокращенной сей Анатомии несколько фигур, новых моих анатомических примечаний присовокупить, каковых, выключивши только две, у других Анатомиков еще не имеется» [3].

На таблицах изображены слуховые косточки, часть тонкой кишки с инъецированными сосудами и раздутая до натуральной величины, желчный пузырь с вариантами строения складок пузырного протока и др. М. Шеин дает подробное толкование строения грудобрюшной преграды с нижней стороны, «которую для того свежую из тела человеческого старался я опять срисовать» [3]. На IV таблице (Рис. 4) нарисованы варианты строения вилочковой железы новорожденного, мозжечок человека и коровы, строение глаза человека и свиньи, а также «язык человеческий с тремя покровами его, которые ежели могу памятовать, никогда не были нарисованы», как указывает М. Шеин в толковании [3].

На других таблицах М. Шеин показывает варианты длины и положения червеобразных отростков, особенности слизистой оболочки в области анального отверстия.

В общей сложности в учебнике Л. Гейстера после перевода появилось более 40 рисунков с анатомических препаратов, сделанных М. Шеином. Все они были подробно описаны и внесли существенный вклад в развитие учебной анатомической литературы, которой так не доставало во второй половине 18 века.

Таким образом, работы М. Шеина имели основополагающее значение для преподавания на русском языке в госпитальных школах России фундаментальных предметов - анатомии и хирургии.

Необходимо упомянуть и о единственном в то время руководстве по синдесмологии анатома, доктора медицины Иосии Вейтбрехта, которое было опубликовано в России в 1742 году (Рис. 5).

Через 30 лет после М. Шеина в Кронштадтской лекарской школе преподавал Н. М. Максимович - Амбодик (1744-1812) - выдающийся ученый энциклопедист, профессор, доктор медицины. Он заложил основы отечественной медицинской терминологии, составил на русском языке обширный анатомо-физиологический словарь, который с 1783 года использовался для изучения анатомии. «Словарь есть златый ключ к познанию благородных и полезных наук», - писал Н.М. Максимович - Амбодик [10].

Таким образом, становится ясно, что несмотря на отдаленность от столицы, в Кронштадтской госпитальной школе работали талантливые ученые. Ими были созданы условия в деле обучения русских врачей. Эти традиции продолжил Ф.И. Буш, став оператором в Кронштадтском госпитале [9].

В 1791 году Буш серьезно взялся за изучение медицины. Первой была написана работа «Об абсцессе печени» (De abscessu hepatis), затем - «О повреждении головы». В 1793 году подготовил и прочитал пробную лекцию «О глазе и слезном свище», затем публично сдал лекарский экзамен, и ему было предоставлено место в Кронштадтском госпитале и в училище. После отставки доктора Борна он занял вакантную кафедру анатомии, физиологии и хирургии. В Кронштадтском госпитале «значительное число кадаверов ... дало ему постоянную возможность изучать (на трупах) разные части тела ...» [9].

И.Ф. Буш сам готовит анатомические препараты внутренностей к лекциям, проводит вскрытия, составляет медицинские заключения, оперирует, пополняет препаратами анатомический кабинет, собирает материал для первого учебника по хирургии на русском языке. В нем формируется специалист анатом-хирург и педагог. Ему от природы было дано умение точно и увлекательно излагать материал, говорить ясно и полно, не переходя на пустую болтовню.

За 6 лет плодотворной работы в Кронштадтском морском госпитале и училище он снискал себе доброе имя, уважение, вырос в прекрасного хирурга. Буш, будучи образованным человеком своего времени, читал в подлинниках сочинения А. Вальтера (1688-1746), анатомические работы С. Земмеринга (1755-1830), тратя много времени на пополнение знаний.

В 1797 году И.Ф. Буш возвращается в Санкт-Петербург и в Калинкинском хирургическом институте начинает преподавать анатомию и физиологию. Все нужные к лекциям препараты он снова готовит сам, в чтение лекций вкладывает всю свою душу. Он умел увлечь и пробудить любовь к медицинским наукам, «которыми он сам дышал» [8]. Публичный экзамен в присутствии членов Медицинской коллегии от 3 сентября 1796 года И.Ф. Буш выдержал отлично и был назначен профессором анатомии и хирургии. В этот же период Медицинская коллегия особое внимание уделяла созданию материальной базы для будущей академии. В этой связи проводились описи и проверки качества препаратов анатомических кабинетов.

В 1797 году И. Буш принял по описи препараты анатомического кабинета хирургического института от профессора Форштейна, о чем записано в документах Исторического архива в Санкт-Петербурге [13].

В кабинете, согласно каталогу, подписанном И.Ф. Бушем, были сухие анатомические препараты : искусственные и натуральные скелеты, таз со связками, верхняя и нижняя конечности на связках, несколько черепов, две конечности с инъецированными сосудами, пупочный канатик с плацентой, инъецированное сердце плода, отдельные препараты мышц глазного яблока и мышц плеча и раздутые до натуральной величины мочевой и желчный пузыри и др. Более 40 препаратов находились в спирте (Praeparatae anatomica in spirita conservata). Среди них 15 различных плодов человека, половые органы родлильницы, уродства, отдельные препараты внутренних органов с инъецированными сосудами, а также большой запас препаратов для учебных занятий.

За анатомическим кабинетом числились хирургические, анатомические и лабораторные инструменты. Перечень и количество анатомических инструментов позволяют судить о том, как было поставлено дело с препарированием и изготовлением препаратов для музея, лекций и демонстраций. Наличие в анатомическом кабинете наборов для инъекций сосудов - инструментов и инъекционных масс еще раз доказывает, что и в России в 18 веке изучали сосуды методом инъекции.

Во всех анатомических кабинетах работали прозекторы, которые обладали искусством вязания скелетов. Для этого тоже имелись специальные наборы: боры, щипцы, щипчики, молоточки и др. Скелеты, связанные в кабинетах госпитальных школ, не уступали препаратам, привезенным из-за рубежа. Немаловажный интерес представляет опись бандажей (повязок) или «фаций» в Калинкинском медико-хирургическом институте, которые накладывали при различных заболеваниях, при травмах или после операций. Наложение повязок требовало хорошего знания анатомии. Вероятно, И.Ф. Буш, преподавая анатомию и хирургию, сам не раз накладывал повязки на фантомы, учитывая анатомическое строение области, цели и задачи лечения.

c.169

Все изложенное о структуре анатомического кабинета на примере Калинкинского медико-хирургического института подтверждает мнение о том, что во второй половине XIX века в С.-Петербурге был сделан огромный шаг на пути создания в России Высшего учебного заведения - Медико-хирургической Академии. К 1798 году на базе училищ были подготовлены прекрасные кадры, которые были достойны занять главные кафедры в будущей академии. Среди них был Иван Федорович Буш - хирург-анатом, которому было тогда всего лишь 27 лет.

С большим уважением, теплотой и любовью пишет о И.Ф. Буше его биограф И. Р. Лихтенштедт [9]:

«Он развивался и совершенствовался не за границей, а «сам из себя». Прекрасные руки (его) как бы нарочно были сформированы для осязания, что так необходимо оперирующему хирургу... Он был склонен к углубленному изучению известного... Истина и правота были щитом его, добросовестность и старательность оружием. В нем удивительно сочетались анатом и хирург... Он держится всегда прямо и твердо, все лицо его, как и глаза были очень выразительны. Даже по первому взгляду на него можно было видеть, что этот человек - необыкновенный».

Иван Федорович Буш стоял у истоков развития С.-Петербургской анатомической школы. В своей творческой педагогической и общественной деятельности он был связан тесными узами дружбы с П.А. Загорским, И.В. Буяльским, В. Малаховым и др., а его ученики достойно продолжили дело своего выдающегося учителя.

Литература.

  1. Буравцов В.И. К истории создания Военно-медицинской академии. - СПб.: ВМедА., 1998. - 60 с.

  2. Верхратский С.А. Николай Бидлоо - организатор и пожизненный руководитель первой отечественной госпитальной школы// Клиническая хирургия. - 1970. - N1. - С.86-.

  3. Гейстер Л. Сокращенная анатомия все дело анатомическое кратко в себе заключающая... / в пер. М. Шеина. - СПб., 1757.

  4. Генеральный регламент о госпиталях и о должностях, определенных при них докторов и прочих медицинского чина служителей. - СПб., 1735. - С.24-25.

  5. Даль В.И. Толковый словарь русского языка (современная версия). - М., 2001. - 737 с.

  6. Колосов М. А. Павел Захарович Кондоиди // Мед. обозр. - 1913. - Т. 80. - С. 784-788.

  7. История Кронштадтского госпиталя. - Л., 1967.

  8. Ландшевский А. Исторический очерк кафедры Академической хирургической клиники... - Дис. д-ра медицины. - СПб., 1898. - 119 С. РГИА. - Ф.1294. - Оп. - Вн.17. - Дело 12. 1797.

  9. Лихтенштедт И.Р. Биография заслуженного профессора и академика И.Ф. Буша. - Воен.-мед. журн. - 1844. - Ч.43, N2. - С.197-228.

  10. Максимович - Амбодик Н. М. Анатомо-физиологический словарь в коем всех наименований частей человеческого тела, до анатомии и физиологии принадлежащие...для пользы российского юношества в первое напечатанное трудами и иждивением Максимовича-Амбодика... - СПб., 1783. - [10], LXVIII, 160 - 137 с.

  11. Палкин Б.Н. Возникновение медицинской канцелярии в 18 веке и первый период ее деятельности // Советское здравоохранение. - 1974. - N4. - С.63-66.

  12. Палкин Б.Н. Реформы конца XVIII - начала XIX столетия в области медицинского образования в России // Советское здравоохранение. - 1981. - N8. - С.71-74. РГИА. -

  13. РГИА. Ф.1294. - Оп. - Вн.17. - Дело 12. 1797.

  14. Таренецкий А.И. Кафедра и музей нормальной анатомии при Императорской Военно-Медицинской Академии в С.-Петербурге за 100 лет : Исторический очерк. - СПб., 1895. - 339 с.

  15. Чистович А.Я. История первых медицинских школ в России. - СПб., 1883. - С.24-56.


Рис. 1. Генеральные госпитали на Выборгской стороне
[8].
+ Щелкните для загрузки увеличенной копии (179кб, 591x538 GIF)
Рис. 1. Генеральные госпитали на Выборгской стороне [8].

Условные обозначения: 1 - каменные петровские амбары, 2 - сухопутный госпиталь, 3 - морской госпиталь, 4 - хозяйственные постройки, 5, 6 - морская и сухопутная слободы, 7, 8 - госпитальные сады.

Рис. 2. Титульный лист первого российского анатомического атласа.
+ Щелкните для загрузки увеличенной копии (17,0кб, 295x402 GIF)
Рис. 2. Титульный лист первого российского анатомического атласа.


Рис. 3. Титульный лист учебника по анатомии Л. Гейстера [3].
+ Щелкните для загрузки увеличенной копии (69,4кб, 371x427 GIF)
Рис. 3. Титульный лист учебника по анатомии Л. Гейстера [3].


Рис. 4. Одна из анатомических таблиц М. И. Шеина к учебнику Л. Гейстера.
+ Щелкните для загрузки увеличенной копии (162кб, 720x591 GIF)
Рис. 4. Одна из анатомических таблиц М. И. Шеина к учебнику Л. Гейстера.


Рис. 5. Титульный лист руководства по синдесмологии И. Вейтбрехта (1742).
+ Щелкните для загрузки увеличенной копии (41,9кб, 300x422 GIF)
Рис. 5. Титульный лист руководства по синдесмологии И. Вейтбрехта (1742).


c.170


Свидетельство о регистрации сетевого электронного научного издания N 077 от 29.11.2006
Журнал основан 16 ноября 2000г.
Выдано Министерством РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций
(c) Перепечатка материалов сайта Medline.Ru возможна только с письменного разрешения редакции

Размещение рекламы

Rambler's Top100