Медико-биологический
информационный портал
для специалистов
 
БИОМЕДИЦИНСКИЙ ЖУРНАЛ Medline.ru

СОДЕРЖАНИЕ ЖУРНАЛА:
Физико-химическая биология

Клиническая медицина

Профилактическая медицина

Медико-биологические науки


АРХИВ:

Фундаментальные исследования

Организация здравохраниения

История медицины и биологии



Последние публикации

Поиск публикаций

Articles

Архив :  2000 г.  2001 г.  2002 г. 
               2003 г.  2004 г.  2005 г. 
               2006 г.  2007 г.  2008 г. 
               2009 г.  2010 г.  2011 г. 
               2012 г.  2013 г.  2014 г. 
               2015 г.  2016 г.  2017 г. 
               2018 г. 

Редакционная информация:
        Опубликовать статью
        Наша статистика


 РЕДАКЦИЯ:
Главный редактор

Заместители главного редактора

Члены редколлегии
Специализированные редколлегии


 УЧРЕДИТЕЛИ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
"Институт токсикологии Федерального медико-биологического агентства"
(ФГБУН ИТ ФМБА России)

Институт теоретической и экспериментальной биофизики Российской академии наук.

ООО "ИЦ КОМКОН".




Адрес редакции и реквизиты

199406, Санкт-Петербург, ул.Гаванская, д. 49, корп.2

ISSN 1999-6314

Российская поисковая система
Искать: 


ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ
Учреждения
Персоны
Монографии
Статьи
 
ИСТОРИЯ БИОЛОГИИ
Персоны
Статьи


МЕДИЦИНСКИЙ ПЕТЕРБУРГ


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ
ПЕДИАТРИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
Литовская ул., 2


Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии (ГПМА) более 75 лет. Этот первый в мире и единственный в России специализированный вуз по подготовке детских врачей находится на Литовской улице, проходящей по бывшему здесь когда-то огороду лейб-гвардии Литовского полка. Отсюда и произошло название улицы. У института богатая история и славные традиции. Хорошо известны и сложившиеся в нем научные школы.
Академия занимает территорию бывшей городской детской больницы "В память Священного коронования Их Императорских Величеств", открытой в 1905 году. Больница была спроектирована по павильонной системе и обошлась городской казне в 1,7 миллиона рублей. В ее проектировании, устройстве и оборудовании принимали участие такие видные врачи-педиатры, как К.А.Раухфус, В.Н.Коровин и В.Н.Рейтц, она считалась лучшей в Петербурге. Штатных кроватей в ней было 650, а служебный персонал состоял из 24 штатных и 4 сверхштатных врачей, 2 фельдшеров, 56 сестер милосердия, 2 массажисток, 232 сиделок, 22 палатных служителей, 6 служителей при дезинфекционной камере и 149 низших служащих. Как видим, по сравнению со взрослыми лечебными заведениями штат был многочисленным, что позволяло обеспечить надлежащий уход и надзор за больными детьми. Из-за разрухи и голода, царивших в годы Гражданской войны, больница, как и многие другие медицинские учреждения, пришла в запустение. Ее даже хотели закрыть. Осознание особой ситуации, сложившейся в России в 20-х годах прошлого века (массовая беспризорность, огромное число проституток), выдвинуло проблему охраны материнства и детства как одну из наиболее социально значимых.
В стране была создана сеть специальных факультетов и институтов охраны материнства и младенчества, призванных изучать причины детской и материнской заболеваемости и смертности, разрабатывать научные основы организации лечебной и профилактической помощи детям и женщинам, готовить квалифицированные кадры 7 января 1925 года в Ленинграде, в зданиях детской городской больницы, открылся Научно-практический институт охраны материнства и младенчества им. К. Цеткин. К этому времени структуру больницы перепрофилировали и институт состоял из 11 лечебных отделений, дома грудного ребенка, дома малюток, распределителя для детей, 3-х клиник, имевших до 500 коек, амбулатории, преобразованной затем в детскую поликлинику, детской консультации и молочной станции. Авторами проекта и организаторами института были известные педиатры М.С.Маслов, А.Я.Гольдфельд, 3.0.Мичник, А.Л.Антонов, В.0.Мочан, директор института, П.С.Медовиков, Л.И.Эрлих, П.И.Люблинский, А.В.Попова и др. С 1925 по 1949 год институтом руководила Ю.А.Менделева, талантливый организатор, а главным врачом больницы был Д.С.Тумаркин. С первых дней в институте были организованы различные курсы для усовершенствования и специализа- ции врачей по педиатрии и охране материнства и младенчества.
К 1928 году в институте заметно активизируется научная работа, и создаются первые кафедры - структурные основные научные подразделения и открывается аспирантура для подготовки научных кадров.
В ходе реорганизации возникает НИИ охраны материнства и младенчества - этот статус сохраняется до 1932 года. На вновь созданных кафедрах - физиологии, социальной гигиены женщины и ребенка, гигиены и диетики раннего возраста, патологии детского возраста, рентгенологии, детского туберкулеза, острых детских инфекций - развертывается интенсивная педагогическая и научная деятельность.
В 1932 году НИИ превращается в высшее учебное медицинское заведение - "Больницу-медвуз". Стране требовались квалифицированные врачи педиатры - детская смертность оставалась высокой. Необходимо было расширять сеть детских лечебных и профилактических учреждений, налаживать медицинское обслуживание в детских домах и колониях для беспризорников.
В институт переводят факультет охраны материнства и младенчества со студентами и профессорами из 1ЛМИ, где вместо него открывают факультет подготовки военно-морских врачей. Осенью на 1-й курс принимают 82 студента. В 1935 году "Больницу-медвуз" реорганизуют в Ленинградский педиатрический медицинский институт (ЛПМИ) - первое в мире специализированное учреждение для подготовки педиатров со студенческой скамьи. В 1936 году состоялся первый выпуск. Он был небольшой - 51 человек, а всего до начала войны подготовлено 530 врачей и более 300 прошли усовершенствование.
В больнице работали соматические, хирургическое, инфекционное, невропатологическое, туберкулезное, венерическое, акушерское и гинекологическое отделения. Особое внимание уделялось профилактике внутрибольничных инфекций. Если 1925 году больница имела 800 коек, то в 1940 - уже 1215.
Все годы Великой Отечественной войны институт продолжал клиническую, научную, педагогическую и организационную работу. Основной преподавательский и врачебный состав оставался в осажденном Ленинграде. Ни на один день не прекращалась работа под артобстрелами и бомбежками. На немецких картах Педиатрический институт значился как подлежащий уничтожению объект N708. На территории института были развернуты госпитали хирургического и инфекционного профиля для военного и гражданского населения.
В блокированном городе остались не эвакуированными более 400 тысяч детей - и многие из них обязаны своей жизнью самоотверженной работе врачей-педиатров. Для спасения маленьких ленинградцев от голода было разработано 18 заменителей молока для детского питания из сои, солода и других продуктов. Молочная станция института ежедневно обслуживала до 8 тысяч детей. В первые же дни войны были развернуты госпитали для больных и раненых воинов, а также для гражданского населения, в них большую работу вели опытнейшие врачи института. Студенты активно участвовали в оборонительных работах, ездили на торфоразработки, строили на территории института убежища, участвовали в месячнике по очистке города. Все тяготы блокадных лет делили со студентами их старшие товарищи - преподаватели. Изменилась тематика научных исследований, она стала отвечать нуждам военного времени. Сотрудники вели научную работу: изучали алиментарную дистрофию и авитаминозы у детей и взрослых, военный травматизм, защищали диссертации, издавали монографии, сборники научных работ.
Страница 102вверх (Медицинский Петербург)
В годы войны в институте были организованы курсы по обучению врачей переливанию крови, по подготовке к работе по системе "единого педиатра", по повышению квалификации государственных санитарных инспекторов, врачей-педиатров по диетике больного и здорового ребенка, курсы для районных педиатров, для врачей отделения новорожденных, по инфекционным болезням, курсы повышения квалификации школьных врачей и др. Дважды в месяц для педиатров города проводились учебные обходы больных в клиниках. Кроме того в институте готовили сандружинниц из числа работниц фабрик и заводов города.
В 50-е годы прием студентов в институт был увеличен до 600 человек. Информация и опыт, накопленные сотрудниками и учеными, - обобщены в учебниках и монографиях, составивших основу современной отечественной педиатрии. Это "Основы учения о ребенке", "Диагноз и прогноз", М.С.Маслов - "Учебник детских болезней", "Справочник по диететике раннего детского возраста"; А.Ф.Тур - "Детская гематология"; М.Г.Данилевич - "Основные детские инфекции"; Г.А. Баиров - "Неотложная хирургия новорожденных"; Н.П.Шабалов - "Неонатология" и др.
В соответствии с приказом Минздрава и действующими нормативными документами в 1992 году вуз получил название Санкт- Петербургского педиатрического медицинского института, а в 1994 - стал Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академией. Сегодня в ее составе более 50 кафедр и курсов для подготовки врачей и ежегодно в нее поступает около 400 студентов.
К 2000 году подготовлено свыше 25 тысяч врачей, в том числе более двух тысяч из зарубежных стран. Подготовка иностранных студентов ведется с 1949 года. На факультете повышения квалификации и профессиональной подготовки обучение проходят 3,5 тысячи врачей. Клиническая больница академии - многопрофильное лечебное учреждение на 815 коек. В ее структуре 5 клиник соматического профиля и 10 специализированных отделений. В данной книге мы не имеем возможности рассказать о всех подразделениях академии, поэтому остановимся только на трех из них.

Кафедру госпитальной педиатрии организовал в 1939 году и бессменно возглавлял до своей кончины Александр Федорович Тур (1894-1974), академик АМН СССР (1952). До этого он заведовал кафедрами: физиологии, гигиены и диететики; пропедевтики детских болезней; госпитальной педиатрии. В годы блокады был главным педиатром города, а в послевоенные годы - проректором института по научной и педагогической работе. Основным направлением научной деятельности кафедры было исследование физиологии и патологии новорожденных детей, их диететики и эндокринологии, а также заболеваний крови. А.Ф.Тур автор многих монографий, справочников, учебников и руководств, по которым учится не одно поколение педиатров, лауреат Госпремии СССР за цикл работ по физиологии детей раннего возраста, способствовавших снижению детской смертности в стране. В 1994 году в парке академии воздвигнут бюст А.Ф. Тура (скульптор Е.Ф. Яшин). В 1985 года кафедру реорганизовали. Сегодня она располагает специализированной клиникой по лечению недоношенных детей, соматической клиникой для углубленного обследования детей с эндокринной патологией и заболеваниями пищеварительной системы. Кафедру детских болезней N1 ныне возглавляет Л.В. Эрман, представитель крупнейшей педиатрической школы, созданной А.Ф. Туром. В числе других важнейших проблем сотрудники кафедры много лет изучают состояние здоровья детей из экологически неблагополучных регионов (Чернобыль, Казахстан, Челябинск и др.).

Кафедра детской хирургии возникла в 1932 году на базе детской хирургической клиники Института охраны материнства и младенчества, основанной в 1924 году Р.Р. Вреденом. Знаменательной вехой в ее истории стал 1959 (61) год, когда кафедру возглавил Гирей Алиевич Баиров (1922-1999), член-корреспондент РАМН (1963), лауреат Государственной премии СССР, лидер среди детских хирургов страны. Под его руководством кафедра подготовила плеяду блестящих специалистов по детской хирургии и смежным специальностям. Особое место в работе кафедры занимают пороки развития - хирургия новорожденных. Еще в 1955 году Г.А. Баиров прооперировал новорожденного ребенка с атрезией пищевода. Результаты многолетнего опыта обобщен в "Атласе операций у новорожденных" (1984) - первого отечественного издания такого рода.
вверх (Медицинский Петербург)
Глубокое изучение и развитие ряда разделов детской хирургии позволили выделить их в самостоятельные дисциплины: анестезиологию и реаниматологию, урологию, ортопедию, сосудистую хирургию, колопроктологию и т.д. Одним из наиболее перспективных направлений стала хирургия позвоночника, развивающаяся под руководством Э.В.Ульриха, заведующего кафедрой с 1992 году. Основатель отечественной вертебрологии, он продолжает традиции, заложенные Г.А.Баировым. Кафедра остается лидером во многих направлениях детской хирургии.

В сентябре 1989 году при академии на базе ее поликлиники на улице Александра Матросова, 22, открыли Консультативно-диагностический центр для Северо-Западного региона РФ. В нем имеются отделения: педиатрическое, специализированной помощи детям, акушерско- гинекологическое, лучевой диагностики, лабораторное (биохимическая, иммунологическая и ИФА лаборатории), дневной стационар для детей на 10 коек, дневной стационар для женщин на 5 коек. Проводятся современные диагностические исследования: - ЭКГ, суточное мониторирование, КИГ, РЭГ, ЭЭГ, ЭМГ, УЗИ, допплерография, термография, рентгенография, фиброгастроскопия, реогастрография, аудиометрия, спирометрия, велоэргометрия и др. Детей с сочетанной и наиболее сложной патологией наблюдают специалисты, назначают им комплекс реабилитационных мероприятий, включающих массаж, ЛФК, рефлексо- и лазеротерапию, занятия с логопедом, психотерапию.... Консультативную и диагностическую помощь здесь ежегодно получают около 100 тысяч детей.
Ученые академии внесли большой вклад в развитие фундаментальных наук и детских клинических дисциплин: в области патологической физиологии - Е.С.Лондон; морфологии - Ф.И.Валькер, Д.Д.Лохов, А.Г.Кнорре; физиологии - А.Г.Гинецинский; микробиологии - В.М.Берман; медицинской генетики - Е.Ф.Давиденкова; терапии - В.А.Вальдман; хирургии - Н.Н.Еланский, P.P.Вреден, А.А.Русанов; медицинской демографии - С.А.Новосельский, В.В.Паевский; психиатрии- С.С.Мнухин; акушерства - К.К.Скробанский; педологии - Л.И.Чулицкая. В стенах академии возникли и продолжают развиваться научные школы М.С.Маслова (патология младшего и старшего возраста), А.Ф.Тура (педиатрия), М.Г.Данилевича (инфекционные болезни), А.Б.Воловика (кардиоревматология), П.С.Медовикова (фтизио-пульмонология) и Г.А.Баирова (хирургия). На протяжении всего периода существования академии основными научными направлениями являлись: изучение особенностей организма ребенка в норме и при патологии, а также клинико-социальные аспекты формирования здоровья детей. Благодаря реализации оригинальных и эффективных научно-исследовательских программ появились ответвления медицинских дисциплин, изучающие именно детскую патологию. Это неонатология, кардиоревматология, гематология, нефрология, психиатрия, гинекология, неотложная педиатрия, социальная педиатрия, оториноларингология, дерматовенерология, вертебрология, подростковая медицина, история педиатрии и биоэтика в педиатрии, клиническая фармакология, ортопедия, урология, колопроктология, экстракорпоральные методы детоксикации и гемокоррекции, анестезиология-реаниматология, сосудистая хирургия и др.
Академия в ближайшее время начнет готовить педиатров для Министерства по чрезвычайным ситуациям. В ее клиниках будут лечиться дети, пострадавшие в результате различных катаклизмов. С этой целью создается факультет медицинской психологии, специалисты которого будут заниматься лечением психосоматических заболеваний, возникших в результате социальных и иных катастроф, а также их профилактикой. Сегодня среди научных партнеров академии - институты и университеты США, Германии, Франции, Польши и Финляндии.

В начало очерка / Назад / Далее

Страница 103вверх (Медицинский Петербург)


Свидетельство о регистрации сетевого электронного научного издания N 077 от 29.11.2006
Журнал основан 16 ноября 2000г.
Выдано Министерством РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций
(c) Перепечатка материалов сайта Medline.Ru возможна только с письменного разрешения редакции

Размещение рекламы

Rambler's Top100