Ухудшение здоровья студентов в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Поражает стремительность, с которой нарастают кризисные явления в этой сфере жизни (Л.Г. Харитонова с соавт., 2000; А.Ю. Лутонин с соавт., 2002; В.И. Назмутдинова, 2003). Поступление в вуз характеризуется сменой деятельности и следовательно напряжением процессов адаптации. Особенно важным является изучение адаптационного потенциала у лиц, имеющих начальное проявление остеохондроза позвоночного столба.
Адаптационный потенциал (АП) - запас здоровья у студентов г. Усть-Илимска к концу 1 семестра 2003 г. уменьшается, хотя не достоверно (рис.1).
В начале учебного года – сентябре месяце выявлена удовлетворительная адаптация, в октябре, декабре – установленное напряжение механизмов адаптации. Такое снижение адаптивных возможностей сопровождается переходом в группу с более низким уровнем резерва адаптивных возможностей сердечно-сосудистой системы (ССС) и повышением риска развития заболеваний (Безматерных Л.Е., Куликов В.П., 1998).
Рисунок 1 - Адаптационный потенциал (в баллах) у студентов
филиала ИГПУ в 2003 г.
Напряжение механизмов адаптации ССС ведет к повышенному расходу функциональных резервов организма (Бутова О.А. с соавт., 1998). Необходимо отметить, что в ноябре наблюдается скачек в сторону удовлетворительной адаптации в группах студентов, имеющих начальное проявление остеохондроза позвоночного столба.
У юношей на протяжении 2-х месяцев 2003 г. выявлено напряжение механизмов адаптации. В сентябре значение АП имел пограничное положение между удовлетворительной адаптацией и напряжением механизмов адаптации.
В группе девушек значение АП в сентябре минимально и статистически меньше, чем в последующих месяцах и соответствует удовлетворительному запасу здоровья, к концу семестра АП повышается не достоверно, что вызывает напряжение механизмов адаптации. У юношей в сентябре АП достоверно выше на 0,1336 балла.
Таким образом, изучение механизмов адаптации у студентов младших курсов, имеющих начальное проявление остеохондроза позвоночного столба, связано с их адаптацией к учебному процессу высшего учебного заведения и является важным фактором в построении учебного и лечебного процессов.