Актуальность. Всемирная организация здравоохранения определила, что стратегия, основанная на принципах первичной медико-санитарной помощи, является ключом к успеху укрепления систем здравоохранения. Приоритеты в оказании первичной медико-санитарной помощи должны быть отданы среднему звену здравоохранения, а именно медицинским сестрам и фельдшерам.
Заболевания опорно-двигательного аппарата, такие как нарушения осанки, сколиоз являются довольно распространенными среди детей и подростков в различных регионах РФ. Так по данным НИИ детской ортопедии им. Г.И. Турнера в 40-80% случаев у детей выявляются нарушения осанки, в 3%-10% - различные искривления позвоночника. По итогам диспансеризации проведенной в 2002 году в Российской Федерации практически здоровыми можно назвать только 34% детей, причем 14% - это заболевания костно-мышечной системы.
В Тюменской области к первой группе здоровья могут быть отнесены всего 22,9% детей. Как показали медико-статистические исследования, нарушения осанки увеличиваются в 1,8 раза среди детей после окончания первого года обучения в школе и в 4,5 раза - сколиозы к концу всего школьного обучения.
В системе обеспечения доврачебного этапа в оказании медицинской помощи данной категории лиц участвует средний медицинский персонал детских дошкольных учреждений и школ. Сложившая система медицинского обслуживания детей в детских дошкольных учреждениях и школах не обеспечивает на современном этапе эффективного решения задач по улучшению уровня их здоровья и снижения заболеваемости.
Цель. Разработать этапную доврачебную помощь детям с патологий ОДА (нарушения осанки, сколиоз)
Материалы и методы. Объект исследования: дети образовательных учреждений г.Тюмени РЦ "Крепыш" - 258 детей, гимназия №5 - 394 ребенка, гимназия №83 - 338 детей. Полученные данные проанализированы по распространенности патологии ОДА (нарушения осанки, сколиозы) среди детей.
Результаты. В ходе проведенного исследования выявлено, что среди обследованных детей образовательных учреждений патология ОДА регистрируется в 58% случаев (577 человек).
Таблица 1 - Распространенность патологии опорно-
двигательного аппарата среди обследованных детей
№
п\п | Возраст (лет) | Сколиоз (%) | Нарушения осанки (%) |
1. | 5-7 | 3,55 | 62,43 |
2. | 9-11 | 4,9 | 53,98 |
3. | 13-16 | 10,54 | 44,30 |
Анализируя полученные данные мы пришли к выводу, что рост патологии ОДА приходится на школьные годы, когда увеличиваются статические нагрузки на органы опоры и движения при еще не сформировавшемся костно-мышечном корсете. Развитию данной патологии способствует образовательная среда детей: кабинетная система обучения, интенсивные школьные программы, малоактивный образ жизни, слабые знания о культуре и здоровом образе жизни.
Выводы. Анализируя вышеизложенное, мы рассмотрели возможность организации этапной доврачебной помощи детям с патологий ОДА (нарушения осанки, сколиоз) в ДДУ и школах. Сестринскую профилактику нарушений осанки и сколиозов среди детей целесообразно разделить на три этапа:
1 этап - это профилактика нарушений осанки среди детей в детских дошкольных учреждениях;
2 этап - это профилактика нарушений осанки среди детей в школьных образовательных учреждениях;
3 этап - это профилактические и реабилитационные мероприятия в ДДУ и школах для детей с имеющимися заболеваниями (нарушение осанки и сколиоз);