БИОМЕДИЦИНСКИЙ ЖУРНАЛ МЕДЛАЙН.РУ
Содержание журнала

Архив

Редакция
Учредители

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
"Институт токсикологии Федерального медико-биологического агентства"


Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт теоретической и экспериментальной биофизики
Российской академии наук


ООО "ИЦ КОМКОН"

Адрес редакции и реквизиты

199406, Санкт-Петербург, ул.Гаванская, д. 49, корп.2

ISSN 1999-6314
Фундаментальные исследования • Физиология

Том: 12
Статья: « 65 »
Страницы:. 781-793
Опубликована в журнале: 8 августа 2011 г.

English version

К анализу психо-физиологических особенностей становления актерского мастерства

Богданова Л.А.

ГИТИС-РАТИ, Москва,
Учреждение РАН Институт теоретической и экспериментальной биофизики, Пущино.


Резюме
Представлена попытка рассмотрения школы Н.В.Демидова, соратника и коллеги К.С.Станиславcкого, в качестве способа найти реальный путь к овладению системой Станиславского за счет самостоятельного и индивидуального (но не вне коллектива) процесса самообучения и самотраснсформации психологии личности во время обучения актерскому мастерству с позиций волевого изменения психологии и памяти, соотношения сознательного контроля и раскрепощения скрытых сторон личности. В результате актер должен, как бы спонтанно, научиться добывать новые черты из собственного подсознания. Анализируется возможность создания творческого аффективного состояния посредством активной супермобилизации и выработки навыков обращения к подсознательным процессам. За точку отсчета взято хорошо известное в психофизиологии «диссоциированное состояние сознания», которому присущи драматические изменения психики и памяти вследствие полного доминирования подсознательных процессов. При этом они идут неконтролируемым образом (например, под влиянием критических обстоятельств или отравления психотропными агентами), характер и психологический портрет личности меняются до неузнаваемости с последующей утратой памяти об этом состоянии (и восстановлении при повторном «вхождении» в это состояние). В статье вводится принципиально новое представление о «парадиссоциированном состоянии сознания». При нем коренная модификация психологии достигается как результат наработанного посредством обучения способа мобилизации подсознания при сохранении контроля со стороны сознания в соответствии с ролевой установкой. Такое сознательное обращение к подсознательным процессам позволяет использовать скрытые ресурсы психофизиологии человека, достигнуть творческого взлета без применения психотропных препаратов. Согласно приводимой трактовке суть актерской школы Н.В.Демидова заключается в обучении каждого индивида, обладающего неким творческим потенциалом, такому обращению внутрь себя, к извлечению из раскрепощенного подсознания необходимых в данный момент аффектаций и ассоциаций без утраты специфических качеств самой творческой личности. Пошаговое овладение этим процессом и является основным элементом в творческой школе Демидова, позволяющим выработать каждому актеру свой собственный психологический подход к решению мобилизационных творческих задач.


Ключевые слова
Н.В.Демидов, активное изменение соотношения сознания и подсознания, аффективность, «парадиссоциированное» состояние сознания



(статья в формате PDF. Для просмотра необходим Adobe Acrobat Reader)



открыть статью в новом окне

Список литературы

1. Психология. Учебник. // Под. ред. А.А. Крылова. - М.: «Проспект», 2003(1998). – 584(1056) с.


2. Левин К. Динамическая психология. Избр. тр. //Под общ. ред. Д.А. Леонтьева, Е.Ю. Патяевой. - М.: Смысл, 2001. - 572 с.


3. Теория и практика медицинской психологии и психотерапии // Под ред. Л. И. Вассермана, Б. Д. Карвасарского, В. Г. Мягер. СПб., 1994.-465 с.


4. А.А. Азарашвили. Исследование механизмов памяти с помощью диссоциированного обучения. Пущино: ОНТИ Пущинского научного центра РАН. 1998, 103 с.


5. В.В. Петраш. Теоретическая биология сознания. СПб.: ИНТАНТ, 2003, 128 с


6. К.С. Станиславский. Работа актера над собой. М. «Артист.Режиссер. Театр», 2008 , 367 с.


7. Н.В. Демидов. Творческое наследие. //Под. ред. М.Н.Ласкиной, СПб.: Нестор- История. 2004, том 1. Кн.1 Искусство актера в его настоящем и будущем., Кн 2. «Типы актера». 216 с.


8. Н.В. Демидов. Творческое наследие. //Под. ред. М.Н.Ласкиной, СПб.: Нестор- История. 2004, том 2, книга III, Часть 2. Искусство жить на сцене. 157 с.


9. Н.В. Демидов. Творческое наследие. //Под. ред. М.Н.Ласкиной, СПб.: Нестор- История. 2004, том 2, книга III, Часть 3. Некоторые основные принципы и приемы. СПб, 352 с.


10. Н.В. Демидов. Творческое наследие. //Под. ред. М.Н.Ласкиной, СПб.: Нестор- История. 2007, том 3. Кн.IV. Творческий художественный процесс на сцене. 476 с.


11. Н.Н. Яковлев. Биохимия движения. Молекулярные основы мышечной деятельности. Л. 1983, 189 с.