ОГЛАВЛЕНИЕ / T4 СТАТЬЯ

Я н в а р ь, 2 0 0 3 г.


ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ СХЕМЫ ОРИЕНТИРОВОЧНОЙ ОСНОВЫ ДЕЙСТВИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ МАНУАЛЬНЫХ НАВЫКОВ
Н.Ф. Неделько, Ю.С. Исаев, И.В. Алексеев, В.Н. Проскурин


Иркутск


  << Содержание

 

В современной психолого-педагогической науке общепринятым является деятельностный подход к изучению и объяснению явлений обучения и воспитания. С этих позиций не могут отдельно существовать знания и умения. Человек усваивает определенные виды деятельности, получая и перерабатывая соответствующую информацию, описывающую способы и приемы деятельности, свойства объектов, признаки и механизмы явлений. Факт усвоения проявляется в умении осуществлять деятельность. При этом она может функционировать в различных формах: речевой, материальной (предметной) или умственной (внутриречевой), но всегда остается одной и той же деятельностью, в которой различаются ориентировочная и исполнительная части. Ориентировочная часть деятельности - это и есть собственные знания, существующие в форме умственного действия, а умения - исполнительная часть деятельности, проявляющаяся в речевой или материальной (мануальной) форме (1, 3). Таким образом, знания и умения - это одна и та же деятельность, но существующая в разных формах. Поэтому нельзя «знать», но не уметь, и наоборот.

Как свидетельствуют психолого-педагогические исследования, наиболее слабым звеном обучающихся в медицинском ВУЗе является их практическая подготовка. Прежде всего это относится к формированию мануальных навыков (МН).

Освоение МН является одной из трудных задач на практических занятиях по самостоятельному исследованию трупа, что связано со спецификой условий и объекта исследования, и с отсутствием адаптации к нему. Для достижения этой цели, как правило, используются традиционные средства и методы управления учебным процессом (стандартные учебники, которые не соответствуют необходимой для усвоения данной деятельности учебной процедуре и не следят за характером ее исполнения, методические пособия без схем ориентировочной основы действий (ООД), демонстрационное вскрытие и др.).

Как показали исследования (2, 5), при овладении МН традиционным способом правильно проведенного демонстрационного вскрытия трупа недостаточно для формирования у студентов устойчивого навыка. Обычно они не могут правильно его воспроизвести и закрепить. Даже небольшое изменение условий, в которых формируется МН, приводит к его распаду. Основной причиной этого является отсутствие создания и использования схем ООД, на базе которых происходит сознательное формирование МН.

Согласно теории поэтапного формирования умственных действий и понятий (1), центральное место в системе организации планомерного формирования знаний и умений, в сознательном освоении МН занимает схема ООД. В последнюю вводятся сведения, исходя из которых обучающийся может: 1 - четко понять цель деятельности (что должно получиться); 2 - получить знания исходного материала (объекта анализа, в данном случае - судебной медицины); 3 - овладеть методами исследования, работой с инструментарием; 4 - сформулировать конкретный план задания и последовательность его осуществления; 5 - овладеть контрольными заданиями, с помощью которых можно судить о правильности или неправильности выполняемых действий. Все это в целом позволит студенту, будущему специалисту, сознательно и планомерно выполнять все три взаимообусловленные части учебно-профессиональной деятельности: ориентировочную, исполнительную и контрольную (2, 6).

Исходя из этих теоретических предпосылок было разработано и апробировано методическое пособие управляющего типа «Судебно-медицинская экспертиза трупа», содержание, структура и эффективность использования которого представлены в работах (4, 6).

Для объективной оценки эффективности процесса обучения, качества усвоения знаний и сформированности МН в зависимости от различных способов управления познавательной деятельностью студентов был проведен обучающий эксперимент с двумя группами: экспериментальной (Э), в которой использовали пособие управляющего типа, и контрольной (К), в которой обучение проводилось традиционным способом.

Анализ результатов обучения по использованным дидактическим критериям, которые характеризуют процесс и качество усвоения знаний, указывает на достоверное различие всех параметров усвоения в Э и К группах. Студенты Э группы достигают высоких результатов, затрачивая при этом максимум времени на самоподготовку и минимум на решение тестовых заданий. Обучающиеся К группы значительно отстают от них в уровне знаний, затрачивая много времени на решение тестов и минимум на самоподготовку. Анализ результатов свидетельствует о наличии достоверной зависимости между формированием качества МН и временем, затраченным на него в обеих группах. Успешно продвигаясь вперед, студенты Э группы в течение каждого дня самостоятельной работы затрачивают значительно меньше времени на освоение МН, чем обучающиеся К группы. Последние отстают в уровне своих успехов, затрачивая при этом больше времени на овладение МН (5).

Выводы:


Экспериментальные исследования позволили выявить преимущества формирования МН, достоверное улучшение усвоения учебного материала у студентов, которые использовали пособия управляющего типа со схемой ООД, по сравнению с традиционным способом обучения.

Использование схемы ООД позволяет студентам с первого раза (после демонстрационного вскрытия) достаточно правильно выполнять те или иные экспертные приемы при исследовании трупа, создавать условия для формирования мануальных навыков и доведения их до требуемого уровня.

Создание схемы ООД для реализации поставленных целей в учебном процессе является самостоятельной научно-методической задачей. Использование схем ООД является обязательным условием систематического и управляемого формирования необходимых способов профессиональной деятельности.


вверх

  << Содержание

 

Альманах судебной медицины N 1 (2000), стр.