К содержанию / Назад / Далее
Глава 8.
НЕПРОЦЕСУАЛЬНЫЕ ВИДЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКИХ ПОЗНАНИЙ В СУДОПРОИЗВОДСТВЕ
Взаимодействие судебно-медицинской службы с правоохранительными органами
К непроцессуальным формам судебно-медицинского обеспечения правоохранительной
деятельности можно отнести систему мероприятий по организации взаимодействия
судебно-медицинской службы с правоохранительными органами. Конкретные
направления и практические формы взаимодействия представлены на схеме 6.
Они образуют научно-практическую систему взаимодействия, которая, по нашему
мнению, должна рассматриваться как составная часть самостоятельного раздела
судебной медицины - организационно-правовых основ судебно-медицинской
деятельности.
Рассматриваемая система включает шесть основных направлений,
которые на схеме отображены отдельными информационными блоками:
1) Формирование концепции взаимодействия - определение общих принципов
взаимодействия, критериев оценки состояния экспертного процесса и
взаимодействия с участниками судопроизводства на всех этапах расследования,
а также показателей эффективности использования специальных
судебно-медицинских познаний в судопроизводстве в целом;
2) Мониторинг текущего состояния экспертного процесса и взаимодействия
судебно-медицинской службы с участниками судопроизводства;
3) Создание и методическое обеспечение работы временных или постоянных
межведомственных структур (лабораторий, рабочих или научно-консультативных
групп) с целью эффективного использования кадров, научно-технических средств
и технологий;
4) Координация взаимодействия судебно-медицинской службы и
правоохранительных органов при расследовании конкретных преступлений;
5) Обобщение и внедрение положительного опыта взаимодействия, определение
перспективных путей повышения эффективности судебно-медицинского обеспечения
правоохранительной деятельности, совершенствования организационно-штатной
структуры, материально-технической базы, процессуальных и методических основ
работы взаимодействующих субъектов;
6) Совершенствование правовой подготовки судебно-медицинских экспертов
и подготовки работников правоохранительных органов в вопросах судебно-
медицинской экспертизы.
Комплекс этих мероприятий, объединенных общей целью совершенствования
судебно-медицинского обеспечения раскрытия и расследования преступлений,
согласованных по месту, времени и ответственности исполнителей, адаптированных
к особенностям конкретного расследуемого преступления и реализуемых в рамках
закона, во многом, определяет
эффективность правоохранительной и судебно-экспертной деятельности в целом.
Формирование концепции взаимодействия предполагает необходимость
определения общих принципов организации взаимодействия, основных направлений
взаимодействия, критериев оценки совместной деятельности на этапах назначения,
производства экспертизы и использования экспертных данных и общих показателей
объема, качества и эффективности судебно-медицинской деятельности.
Формы мониторинга текущего состояния взаимодействия судебно-
медицинской службы с правоохранительными органами включают:
-согласования корпоративных и создания межведомственных электронных
баз данных;
-текущий статистический анализ экспертной работы;
-личное участие руководителей экспертного учреждения и структурных
подразделений в проведении сложных экспертиз;
-выборочное и тематическое рецензирование заключений эксперта;
-составление аналитических обзоров экспертной, следственной и судебной
практики;
- анкетирование и интервьюирование экспертов и сотрудников право-
охранительных органов;
Схема 6. Научно-практическая система взаимодействия судебно-медицинской
службы и правоохранительных органов
-проведение рабочих встреч руководителей экспертного учреждения и его
структурных подразделений с руководством правоохранительных органов для
выявления положительных сторон и недостатков в работе;
-анализ писем, обращений и представлений правоохранительных органов в
адрес экспертного учреждения.
Координация взаимодействия судебно-медицинской службы и
правоохранительных органов при расследовании конкретных преступлений
осуществляется путем:
-консультаций следователей о целесообразности и порядке назначения
и производства экспертизы (проведения следственного действия);
-совместного планирования экспертизы (следственного действия);
-текущего согласования совместной практической работы на всех этапах;
-производством экспертизы в присутствии следователя;
-своевременного выполнения специалистами поручений следователя;
-своевременного удовлетворения обоснованных ходатайств эксперта
(специалиста);
-организации оперативного обмена информацией о результатах расследования, имеющих отношение к предмету экспертизы, а также о выяв-ленных при проведении экспертизы новых важных для следствия дан-ных;
-проведения плановых совместных рабочих совещаний с обсуждением хода и результатов расследования и специальных исследований; при-влечение экспертов к формированию и обсуждению версий по делу;
-организации совместного контроля движения вещественных доказательств и
сроков производства экспертиз;
-своевременной передачи оформленных Заключений эксперта следователю.
Создание, финансирование, методическое обеспечение и поддержание
оперативной готовности временных или постоянных межведомственных структур
предусматривает создание:
-лабораторий (медико-криминалистических, идентификационных, баллистических,
трассологических, медико-генетических, химико-токсикологических);
-рабочих научно-консультативных групп с участием представителей следствия
и судебно-медицинских экспертов (специалистов в области судебной медицины) при
расследовании особо тяжких и серийных преступлений;
-мобильных следственно-оперативных и экспертных групп, работающих в
условиях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (стихийных бедствий,
технологических катастроф с массовым числом жертв и т.д.).
Обобщение и внедрение положительного опыта взаимодействия, определение
путей повышения эффективности судебно-медицинского обеспечения
правоохранительной деятельности, совершенствования организационно-штатной
структуры, материально-технической базы, процессуальных и методических основ
работы взаимодействующих субъектов осуществляется путем:
-проведения совместных совещаний с обобщением положительного опыта,
обсуждением и выработкой мер по устранению выявленных недостатков и взаимных
претензий на всех уровнях организации судебно-медицинской экспертизы
(федеральном, межрегиональном, областном и городском, районном);
-подготовки, согласования и контроля исполнения приказов по организации
совместной работы;
-подготовки и направления писем и аналитических материалов в вышестоящие
органы управления с предложениями по совершенствованию работы судебно-
медицинской службы и правоохранительных органов.
Совершенствование правовой подготовки судебно-медицинских экспертов
и профессиональной подготовки работников правоохранительных органов по
вопросам судебно-медицинской экспертизы осуществляется в формах:
-лекций и тематических занятий для следователей, судей и оперативного
состава органов внутренних дел по вопросам судебно-медицинской экспертизы,
по организации работы экспертного учреждения, о содержании законодательных и
ведомственных нормативно-методических документов, регулирующих экспертную
деятельность, о структуре ведомственного учёта экспертиз и возможностях
использования этих учётов в интересах следствия и др.;
-лекций и тематических занятий для экспертов по правовым основам и
организации судопроизводства, по процессуальным вопросам и организации
судебно-медицинской экспертизы;
-индивидуальной краткосрочной подготовки следователей и оперативных
работников в экспертном учреждении;
-взаимного консультирования и справочной поддержки следователей по
специальным судебно-медицинским вопросам и экспертов по правовым аспектам
назначения и производства экспертизы, следственных действий и относительно
оценки заключения эксперта;
-совместной научно-практической и исследовательской работы: комплексных
научных исследований актуальных междисциплинарных проблем судебно-медицинской
и криминалистической экспертизы и вопросов правового регулирования
использования специальных позна-ний в судопроизводстве;
-организации и проведения совместных научно-практических конференций
и семинаров;
-совместной подготовки и издания памяток, методических рекомендаций,
информационных писем, сборников научных работ и т.д.
Формы совместной работы судебно-медицинской службы и правоохранительных
органов, как правило, охватывают сразу несколько направлений, что является
одним из показателей эффективности представленной системы взаимодействия.
При надлежащем исполнении данная система полностью обеспечивает
организационную, штатную, а, отчасти и финансовую гибкость экспертных
структур разных ведомств, постоянную оперативную готовность и мобильность
сил и средств, надежную управляемость и эффективность использования
cпециальных судебно-медицинских познаний в уголовном судопроизводстве.
Все вышеперечисленные непроцессуальные формы работы в экспертных
учреждениях осуществляются в порядке исполнения их сотрудниками должностных
обязанностей, установленных ведомственными нормативными актами, либо на
договорной основе.
Страница 247